Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
УАЙТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УАЙТ

УАЙТ (White) Лесли (1900-1975) - амер. социолог, антрополог и культуролог. Уделял особое внимание обоснованию понятия «культура». Выделил культурологию в качестве самостоятельной науки в системе социального знания. Считал возможным истолкование культуры без обращения к психологии. Это означало отстранение от бихевиористского направления в культурной антропологии и дальнейшее развитие взглядов Э. Дюркгейма (концепция «социальных фактов») и А. Кребера (понятие «суперорганическое»). В разработке проблем культуры большое значение придавал теории символических форм Э. Кассирера. Эволюционный метод интерпретации культуры противопоставлял историческому и функциональному, а эволюционный процесс - историческому. По мнению У., культура представляет собой иерархизацию феноменов, и она может быть описана на основе собственных принципов и законов. Культура рассматривалась У. как организованная интегрированная система; в ней выделялись три подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. Соответственно в любой культурной системе подчеркивались три основных фактора: количество энергии, расходуемое в год на душу населения; эффективность технологических средств, при помощи которых энергия направляется на службу человеку; объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека. У. исследовал закономерности развития культуры в целом, структуру и функции культурных систем. Разработанная им концепция культурных систем радикально изменила представления о взаимоотношении между культурой и человеком. Культура, считал У., не призвана служить человеку, она развивается по собственным законам. У. подробно проанализировал идею культурного детерминизма и рассматривал культуру как саморазвивающуюся систему, обусловливающую поведение человека и развитие социальных связей. Системная организация культуры, по У., определяет не только поведение человека как личности, но и поведение племени, нации, гос-ва как целого.

В начало словаря