Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
СПИРКИН АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СПИРКИН АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

СПИРКИН Александр Георгиевич (р. 1919) - философ и психолог, специалист в области проблем сознания и гносеологии; доктор филос. наук (1959), проф. (1960). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне факультет Московского педагогического ун-та). В 1941 - 1945 - политзаключенный. Реабилитирован (1957). В 1945- 1946 - научный сотрудник Ин-та неврологии АМН СССР; в 1946-1952 - научный сотрудник Ин-та философии АН СССР. Ведет преподавательскую работу по психологии и философии с 1946. С 1954 работает в издательстве «Советская энциклопедия», в 1960- 1970 - зав. редакцией философии, а также зам. главного редактора «Философской энциклопедии». С 1962 - старший научный сотрудник Ин-та философии АН СССР, с 1978 по 1982 - зав. сектором диалектического материализма, затем - главный научный сотрудник. Вице-президент Филос. общества СССР (1971-1975).

Главный редакторский труд С. - «Философская энциклопедия» (в 5 т., 1967-1970) - явилась значительным событием в духовной жизни страны 1960-х гг. «Она... сделала материалом обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современность. Это - значительная интеллектуальная ценность... Душой «Философской энциклопедии» был А.Г. Спиркин» (М. Капустин. «Конец утопии?» М., 1990). Для «Философской энциклопедии» С. написал ряд статей, среди которых: «Философия», «Мировоззрение», «Методология», «Сознание», «Диалектика», «Восхождение от абстрактного к конкретному», «Наука» (в соавт.), «Восприятие» (в соавт.), «Любовь» и др.

Центральная проблематика научных исследований С. связана с разработкой фундаментальной филос. и психологической теории сознания и самосознания. С. в течение трех лет занимался в Сухумском питомнике исследованием поведения обезьян с целью уяснения биологических предпосылок возникновения человека. В публикациях С. анализирует проблемы происхождения и историю развития сознания; сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; историю теорий сознания в западноевропейской, вост. и рус. филос. мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения реальности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенности религиозного сознания и опыта; проблемы чуда; феномен ясновидения и др. экстрасенсорных явлений. Значительное место в работах С. занимает исследование филос. проблем человека: человек как личность; личность в зеркале своего Я; уникальность человеческого бытия. Разрабатываются также понятия творческой личности, одаренности и ее уровней: «талант» и «гений». Одна из важнейших тем исследований - смысл и предназначение философии. С. автор одного из наиболее популярных отечественных учебников по философии, выдержавшего 3 изд. (1963, 1966, 1967). Главная идея, выдвигаемая С. с нач. 1980-х гг., - критический пересмотр устоявшихся в марксистской философии упрощенных воззрений, согласно которым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных. С. склонен полагать более верными идеи катастрофизма и креационизма. Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Ч. Дарвина, гипотеза которого опирается на большой фактический материал. Однако С. считает несостоятельной концепцию Ф. Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд - это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны. Отклоняя положение о «первичности материи и вторичности сознания», С. обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках которой человек предстает как существо космическое, биологическое, социальное и разумное. Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, который понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют). Отсюда - вывод о необходимости веры в Бога, без которой теряется смысл бытия вообще и человека в частности. В кн. «Философия» С. переосмыслил историю философии, показав несостоятельность т.зр., согласно которой история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. В этой работе по-новому представлены проблемы религии, социальной философии и филос. истории. Подвергаются критике различные виды тоталитаризма.

В начало словаря