Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын известного историка См. Соловьева, учился на естественном и историко-филологическом факультетах Московского ун-та, в течение года - в Московской духовной академии, ученик П.Д. Юркевича. Религиозный кризис еще в гимназии привел к юношескому нигилизму, материализму и атеизму, но раннее чтение филос. литературы возвратило его к «вере отцов». «Первой философской любовью» стал Б. Спиноза, затем А. Шопенгауэр, К.Р.Е. фон Гартман, Ф.В.Й. Шеллинги Г.В.Ф. Гегель. В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» и стал доцентом кафедры философии Московского ун-та. Летом 1875 предпринял поездку в Лондон с целью изучения широкого круга литературы по мистике, гностицизму и каббале и удовлетворения интереса к оккультизму и спиритизму, к текстам Я. Бёме, Парацельса, Э. Сведенборга. Работа в Британском музее была прервана «таинственным зовом Софии» - С. неожиданно отправился в Египет, где пережил видения Софии как олицетворения Вечной женственности, описанные незадолго до смерти в поэме «Три свидания». Возвращение в Россию состоялось в 1876 - чтение лекций в Московском и Петербургском ун-тах, служба в Ученом комитете Министерства народного образования и на Высших женских курсах. 28 марта 1881 С. прочел лекцию о смертной казни в связи с убийством императора Александра II, проводя идею о несовместимости ее с христианской нравственностью. Это был конец академической карьеры и начало публицистической деятельности С. в сфере общественно-политической и церковно-религиозной жизни, выявившей в нем большой литературный талант, полемический темперамент и высокий нравственный пафос. Творчество этого периода нашло свое воплощение в таких работах С. как «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Великий спор и христианская политика» (1883), «История и будущность теократии» (Загреб, 1886), «Три речи в память Достоевского» (1881 - 1883), «Россия и вселенская церковь» (1911), «Национальный вопрос в России» (вып. 1, 1883-1888; вып. 2,1888-1891). Возвращение к филос. работе состоялось в связи с тем, что С. возглавил филос. отдел Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (им было написано более 130 статей). В это же время С. созданы софиологическая работа «Смысл любви» (1892-1893), трактат по этике «Оправдание добра» (1894-1895), «Первое начало теоретического знания» (1897-1899), эсхатологический этюд «Три разговора» (1899-1900). Житейская неустроенность, отсутствие семьи, напряженная работа, изначально слабое здоровье привели в августе 1900 к кончине С.

Филос. миросозерцание С. сложилось уже ко времени написания магистерской диссертации. От Юркевича он воспринял любовь и вкус к метафизической проблематике, к метафизике как учению о сущем, а также устойчивый интерес к платонизму, который был интегрирован им в структуру собственных филос. построений. Критика философии позитивизма начиналась у С. с утверждения мысли о том, что философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического знания завершила свое развитие и окончательно потеряла свой смысл. Философия, по мнению С. имеет смысл только лишь в том случае, если ей удастся отрешиться от своей отвлеченности и теоретичности и вступить в органический синтез с основными жизненными стихиями как иными и новыми основаниями и началами жизни, человеческого мышления и, наконец, самой философии: «Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя то и другое в форму свободной человечности... Если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма». Дальнейшее развитие эти идеи получили в таких работах, как «Философские начала цельного знания» и «Первое начало теоретической философии», где проводилась мысль о том, что человек может быть действительно свободен только во внутреннем соединении с истинно сущим, т.е. в истинной религии.

Предметом философии является, по мнению С. цельное знание, которое органически синтезирует теологию, философию и опытные науки, цель же философии заключается в стремлении содействовать в сфере знания перемещению центра человеческого бытия из его земного существования в абсолютный, трансцендентный мир. Наиболее важные, глубокие - это явления мистические, за ними следуют явления психические и, наконец, как самые поверхностные и несамостоятельные - явления физические. Тем не менее в своей религиозной философии С. стремился выявить божественное начало во всех человеческих и природных явлениях, во всех проявлениях духа и материи: «Что касается до общего состояния философии, то оно представляется в таком виде: то философское направление, которое со времен Декарта старалось построить вселенную на голове мыслителя, т.е. признавало наше мыслящее Я безусловным основанием и источником всякой истины, - это философское направление оказалось несостоятельным и всеми оставлено. Но сознавши бессилие человеческой мысли самой по себе, современные философы, вместо того чтобы обратиться к тому, что выше, и сильнее, и лучше нашей мысли, т.е. к Богу и всему божественному, - напротив, привязались исключительно к тому, что ниже нашей мысли: к немощным и скудным стихиям видимого мира и повели свою философию в хвосте естественных наук».

Филос. система С. получившая название «философии всеединства», или «метафизики всеединства», была сложным по содержанию и структуре духовным образованием. Ее основные структурно-смысловые элементы: принцип всеединства и учение о цельном знании, учение о Софии, учение о Богочеловеке («Чтение о Богочеловечестве») и, наконец, идея соборности («Будущность теократии»). Само построение филос. системы осуществлялось по исторической схеме - как история развития мирового духа, как тео-космо-исторический процесс. С. стремился отказаться от того духа секуляризма, которым была проникнута почти вся европейская философия Нового времени, и вслед за ранними славянофилами обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия, т.е. мыслил создать философию жизни, а не философию школы. Тем не менее С. удалось разработать развитую и полную филос. систему с изощренной метафизикой, онтологией, гносеологией, этикой и эстетикой. Отталкиваясь от принципа всеединства - «все существует во всем», С. создал собственную филос. терминологию для описания этого всеединства: «Поскольку сущность определяется сущим, она есть его идея, поскольку бытие определяется сущим, оно есть его природа». Не без влияния филос. учения Гегеля С. с помощью системы триадически выстроенных категорий рисует общую картину мира. Именно на пересечении взаимодействий таких цепочек категорий, как «сущее, бытие, сущность» и «абсолютное, логос, идея», разворачивается картина мировых взаимосвязей Духа, Ума, Души; Воли, Представления, Чувства; Блага, Истины и Красоты. В творческие планы С. входило написание особых филос. трактатов, посвященных Благу, Истине и Красоте, но успел появиться лишь первый том - «Оправдание добра».

Статья С.Н. Булгакова «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева» была одной из первых посмертных оценок: «В истории философии положительно нельзя указать философской системы, которая была бы в такой степени многосторонней, как Соловьевская... нет ни одного великого философского и религиозного учения, которое не вошло бы как материал в эту многогранную систему: философия греков, находящая свое историческое завершение в Платоне и неоплатониках, буддизм и христианство, каббалистическая философия, всему отведено свое место. В этом смысле система С. есть полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии». В определенном смысле философия всеединства С. стала содержательной парадигмой рус. философии нач. 20 в., найдя свое продолжение в рус. символизме и широком круге «философий всеединств» П.А. Флоренского, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина.

В начало словаря