Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С. среди которых многочисленные диалоги, сочетающие традиции сократического диалога с элементами внехрамовой литургии, распространялись в рукописных копиях.

В отличие от схоластизированного аристотелизма киевских профессоров, философия С. - персоналис-тически истолкованный платонизм. В центре ее - учение о трех «мирах» («макрокосм» - Вселенная; «микрокосм» - человек и социум; «мир символов» - Библия, мифология, фольклор, филос. сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека - сквозь внешнюю «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть натуру внутреннюю - «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трех «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов, парадигм общественного устроения (совокупность «сродностей»), духовный смысл сакрального текста. Путем самопознания, постижения и реализации своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определенной форме общественно-значимого труда, мастерству) человек обретает счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа - свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона, Климента Александрийского и Ори-гена) интерпретация «мира символов», исполнение заповедей и педагогическая («сократическая») функция воспитания людей в добродетели. Идеи и образы С. получили разработку в сочинениях П.Д. Юркевича, Н.В. Гоголя, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, А. Белого, М.А. Булгакова и др.

В начало словаря