Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
СЕНЕКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕНЕКА

СЕНЕКА (Seneca) Луций Анней (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) - крупнейший представитель позднего стоицизма, рим. государственный деятель, драматург. В молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме; значительное влияние на С. оказали сочинения Посидония (в поздние годы С. начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику; после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. «Диалоги» - десять небольших морально-наставительных трактатов; трактаты «О снисходительности», «О благодеяниях», «Нравственные письма к Луцилию» и трактат «Исследования о природе». В трагедиях С. «Эдип», «Медея» филос. идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию.

Сухая стоическая доктрина растворяется у С. в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего Я: философия - «лекарство» для души; она «учит делать, а не говорить». Логика - вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять самого себя, но никакая теория не делает человека лучше. В психологии С. к психологическому дуализму присоединяется заметный дуализм душа/тело в духе Филолая и Платона; тело - оковы и темница души, и т.п. В области теории С. несистематичен и непоследователен; его своеобразие - в новом, еще неведомом стоицизму личном отношении к божеству: С. придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio, а его теология во многих отношениях сливается с этикой. Излюбленная тема С. - «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет». Мудрец С. обладает «величием души»; он не лишен чувств, но не доступен аффекту. Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство». Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится главнейшим критерием нравственности: «Будь благ - этим ты достаточно почтишь богов». Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому. Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни С. внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве С. с апостолом Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения С. были основным источником сведений о стоическом учении.

В начало словаря