Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
СЕЗЕМАН ВАСИЛИЙ ЭМИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЕЗЕМАН ВАСИЛИЙ ЭМИЛЬЕВИЧ

СЕЗЕМАН Василий Эмильевич (1884-1963) - рус. философ. Род. в семье врача (отец - финн, мать - русская). Учился в Военно-медицинской академии, но в 1903 со второго курса перешел на классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского ун-та, где усиленно занимался антич. и новой философией. В 1909 оставлен при кафедре философии для получения профессорского звания и командирован в ун-ты Марбурга и Берлина. По возвращении преподавал философию в ун-тах и гимназиях Петербурга, Вятки, Берлина и Каунаса, проф. ун-та которого стал по рекомендации Н. Гартмана, Н. Лосского и С. Франка. В 1950 арестован и отправлен в ГУЛАГ, в 1958 реабилитирован и до конца жизни - проф. логики Вильнюсского ун-та.

Основная тема его филос. творчества - проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным. Эта тема разрабатывалась на такой фундаментальной основе, как синтез глубинного платонизма рус. филос. культуры, восходящей к святоотеческой традиции, с филос. принципами неокантианствамарбургской школы и «идеями чистой феноменологии» Э. Гуссерля. Уже магистерская диссертация С. была посвящена платоновской традиции - «Этика Платона и проблема зла». Эти же материалы были использованы и при написании статей о Сократе и Плотине, опубликованных в 1925. Формирование филос. взглядов С. происходило в русле западноевропейских филос. школ и направлений. Особое влияние оказали работа Гуссерля «Идеи чистой феноменологии» и рецензия с комментариями к ней П. Наторпа, а также систематическая разработка Гартманом феноменологических проблем в кн. «Основные пути метафизики познания». Именно на стыке феноменологии и марбургского неокантианства С. пытался отыскать решение проблем соотношения иррационального с рациональным. Иррационализм рассматривался С. с одной стороны, как негативная (нижняя) граница бытия, а с др. - как высшая, позитивная граница, за которой явлена абсолютная первооснова космоса, воплощенная в принципах единства истины, добра и красоты. Первооснова понималась С. не только как сверхбытие, сверхценность, но и как сверхразумное. Первоначальные формы подобных характеристик бытия С. усматривал в традициях платонизма и в платоновски обусловленной богословско-филос. экзегетике отцов и учителей Церкви. По мнению С. от эмпирических ступеней рациональности вполне возможно перейти к идее абсолютной рациональности через мост иррациональных принципов в том случае, если иррациональное выступит в роли филос. абсолюта, выражаемого исключительно апофатически. Европейская культура, по мнению С. стоит на пороге катастрофы, она погрузилась в иррациональные бытийные бездны, построенные на отрицательных началах. Единственный выход из подобного кризиса мыслитель видел в сущностной связи духовной культуры с высшим трансцендентным началом, которое только одно способно осуществить и обосновать свое внутреннее единство.

В начало словаря