Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
РОЛЗ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОЛЗ

РОЛЗ (Rawls) Джон (р. 1921) - амер. политический философ. Проф. Гарвардского ун-та. Главный труд Р. «Теория справедливости» (1971) посвящен разработке основных принципов справедливого устройства общества и обоснованию современной философии либерализма. Теория справедливости как честности представляет собой вариант неоконтрактивизма, трактующего понятие общественного договора как некую гипотетическую ситуацию, в которую должны быть поставлены люди для выбора принципов справедливого устройства общества. Эту гипотетическую ситуацию, обеспечивающую всем участникам благодаря «покрову неведения» свободные и честные условия выбора, Р. называет «исходной позицией». Покров неведения означает, что, делая выбор, человек не знает ни того, какое положение он займет в обществе, ни того, какие преимущества получит, ни того, каких представлений о благе будет придерживаться. Согласно Р., люди в исходной позиции выберут следующие два принципа справедливости: первый - принцип равных свобод, обеспечивающий каждому гражданину равное право на максимально широкую систему основных свобод, и второй (соединяющий в себе принцип равных возможностей и принцип различия), согласно которому социальное неравенство оправдано лишь тогда, когда ведет к наибольшей возможной выгоде наименее обеспеченных членов общества (стратегия, известная в теории игр как maxmin). Теория Р. в противовес утилитаризму является индивидуалистической, т.к. придает важное значение различию между отдельными людьми и подчеркивает приоритетность свободы человека «формулировать, пересматривать и рационально следовать» своим представлениям о благе. Государство, занимая нейтральную позицию, не должно отдавать предпочтений никаким представлениям о благе. Вместе с тем теория Р. является дистрибутивной, т.к. в ней справедливость рассматривается в контексте распределения «первичных благ», которые Р. определяет как совокупность вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана (основные права и свободы, доход, возможности самореализации и т.д.). Под влиянием критики (прежде всего со стороны коммунитаристов) Р. в дальнейшем предложил обоснование своей теории справедливости как исключительно политической концепции, ограничивающейся описанием базисной структуры демократического общества и не предписывающей гражданам никаких моральных, религиозных или метафизических принципов. Эта политическая концепция включает в себя интуитивные представления, неявно присутствующие в политической культуре демократического общества и разделяемые всеми его гражданами, и поэтому при всей плюралистичности современного общества она может рассчитывать на согласие граждан и тем самым гарантировать стабильность описываемого ею социального устройства. Свое обоснование политического либерализма Р. строит на деонтологических принципах и теории рационального выбора.

В начало словаря