Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
РАЙХ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАЙХ

РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австр.-амер. врач и психолог, фрейдист. Считал, что сексуальность является тем центром, вокруг которого развивается вся общественная жизнь, равно как и внутренняя жизнь индивида. Развил эти взгляды в систему в кн. «Открытие органа» (1927). Так Р. назвал универсальную космическую жизненную энергию. Любой невроз, по его мнению, сопровождается расстройством в сексуальной сфере. Р. перенес центр тяжести с прошлого пациента на его настоящее, воскресив фрейдовское понятие актуального невроза. Стремился создать «сексуальную экономию», которая, по его словам, должна была стать синтезом идей К. Маркса и З. Фрейда. Блокированная сексуальная энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание - фантазии, питающие невроз, - его надстройку. Человек, по Р., выступает как энергетическая система, а либидозный процесс - как центральный регулирующий ее механизм. Задача современной социальной терапии - воссоздать нормальное проявление либидозной энергии.

В своей концепции характера Р. пытался объяснить, почему пациенты сопротивляются попыткам врача проникнуть в их бессознательное. Это сопротивление, по Р., представляет собой не просто сознательные или бессознательные уловки пациента, оно включается в структуру его личности и само служит проявлением болезни. «Невроз характера», по Р., оказывается уже не чужеродным включением в здоровую в остальном ткань личности, а патологией самой личности как таковой.

Р. рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Он был пионером в области психологии тела и телесно-ориентированной психотерапии. Его вариант структуры личности состоит из трех автономно функционирующих уровней организации: 1) «поверхностный слой», где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости, где индивид прикрывается искусственной социальностью и искусственным самоконтролем, ориентируясь на существующие моральные нормы и требования социальных ин-тов; 2) «антисоциальный слой», представляющий сумму разнообразных вторичных импульсов, включающих грубые, садистские, сладострастные порывы и извращенные бессознательные влечения; 3) «глубинный слой», состоящий из природно-социальных позитивных импульсов, эксплицируя которые, человек предстает здоровым и гармонически развитым, трудолюбивым, честным, способным на истинно человеческие любовь и искренность.

В начало словаря