Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин)
ПРОКЛ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОКЛ

ПРОКЛ (Proklos) Диадох (412-485) - др.-греч. философ-неоплатоник. Учился в Александрии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы Академии платоновской; сочинения П. тесно связаны с его преподавательской деятельностью.

Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимаемое на основе платоновского «Филеба» как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень - демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже - «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела. В эту расчлененную иерархическую структуру П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная силе рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.

Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия - таков ряд наук, соответствующий теоретическим добродетелям, которые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические - слияние человека со сферой ума, гиератические - выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия П. - наиболее подробный вариант школьного платонизма - оказала громадное влияние на всю средневековую философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) - на европейскую, византийскую, араб. философию, а также на философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).

В начало словаря