Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
ФЕДОН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ФЕДОН

ФЕДОН (Φαίδων) из Элиды (1-я пол. 4 в. до н. э.), философ-сократик, основатель Элидо-эретрийской школы. Известен как персонаж платоновского диалога «Федон», а также как автор популярных сократических диалогов. Основные источники нашего знания о жизни и сочинениях Ф.: Цицерон, Сенека, Диоген Лаэртий. В списке сочинений Ф. (см. D. L. II 105; Suda s. v. Φαίδων) указаны: «Симон», «Зопир», «Никий», «Медий», «Антимах, или Старцы», «Кожевничьи речи», «Симмий», «Алкивиад», «Критолай» (три последние названы только у Суды), Диоген Лаэртий считает аутентичными только «Симона» и «Зопира».

К сюжету диалога «Зопир» восходит одна из самых популярных историй из жизни Сократа: восточный маг Зопир появляется в Афинах и обещает определить характер человека по его внешности; встретив Сократа, он утверждает, что перед ним человек умственно ограниченный, судя по бычьей шее, и похотливый, судя по выпученным глазам и толстым губам. Спутники Сократа высмеивают гадателя, но философ останавливает их и признает все сказанное верным, - эти пороки действительно были присущи ему от природы, но он преодолел их с помощью занятий философией. Этот художественный этюд запечатлелся в культурной памяти человечества как одна из наиболее живых иллюстраций классической античной максимы, близкой Сократу: духовное воспитание (пайдейя), «упражнение», а не просто физическое рождение делает человека человеком.

Сама история жизни Ф. была подтверждением истинности данного тезиса. Военнопленный-раб из Элиды (после поражения Элиды в войне со Спартой), вынужденный заниматься проституцией, он был выкуплен Алкивиадом и Критоном и смог заниматься философией как свободный человек. По-видимому, еще имп. Юлиану были известны некоторые его тексты, - в одном из своих писем он ссылается на мнение Ф. о том, что «для философии нет безнадежно больных, нет неисцелимых, ею все очищается, и образ жизни, и занятия, и желания» (Julian. Ер. 82).

Свидетельства: GIANNANTONI, SSR I, 1990, p. 487^94 (комм, см.: IV, p. 115-127).

Лит.: Rossetti L. «Socratica» in Fedone di Elide, - Studi Urbinati 47, 1973, p. 364-381; Idem. Ricerche sui «Dialoghi Socratici» di Fedone e di Euclide, -Hermes 108, 1980, p. 183-200; Dusanic S. Phaedo's Enslavement and Liberation, - ICS 19, 1993, 83-97; Boys-Stones G. Phaedo of Elis and Plato on the Soul, - Phronesis XLIX, 1, 2003, p. 1-23.

M. А. СОЛОПОВА

-----------------------------------

«ФЕДОН» (Φαίδων rj nepl φυχῆς, подзаголовок: «О душе»), диалог Платона зрелого периода, написанный после «Менона», по-видимому, одновременно с «Пиром», ок. 380-375 до н. э. (Теслеф). Назван по имени ученика Сократа Федона, основателя Элидо-эретрийской школы, который пересказывает пифагорейцу Эхекрату из Флиунта последнюю беседу Сократа с учениками в день казни и описывает саму казнь. Помимо вступления (Phaed. 57a-61c), ряда интермедий и эпилога (114d-118а) в диалоге три части. В 1-й части (61с-69е) обсуждается проблема смерти: недопустимость самоубийства, философия как приготовление к смерти, 2-я часть (91с-107Ь) посвящена бессмертию души; Сократ приводит три аргумента: все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о том же свидетельствует знание-припоминание, или анамнесис (ср. «Менон» 82е; «Федр» 249cd); о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект - идеи; возражение Симмия: как музыкальная гармония исчезает с уничтожением инструмента, так и души - с гибелью тела; возражение Кебета: душа может «поменять» много тел, но в конце концов умирает и сама; ответ Сократа: душа не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное жизни, - но сам принцип жизни, бессмертный, а потому неуничтожимый. 3-я часть (107с-114с) содержит миф о загробной жизни: душа попадает в Аид и обретает заслуженное обиталище; описание истинной земли и Тартара; наказание, искупление вины и спасение души.

Несмотря на критику Аристотеля и Стратона, а также Эпикура, авторитет «Ф.» в Античности и в Средние века был чрезвычайно велик. Аргументы «Ф.» воспропроизводит Альбин; вероятно, его комментирует Аттик (см. Средний платонизм). Многократно ссылается на «Ф.» Плотин. Вся 13-я гл. «Протрептика» Ямвлиха - выдержки из «Ф.». До нас дошли комм, к «Ф.» неоплатоников Олимпиодора и Дамаския. В 1156 вместе с «Меноном» «Ф.» был переведен на лат. яз. Генриком Аристиппом, что, наряду с «Тимеем», явилось основным источником знакомства с сочинениями Платона на латинском Западе.

Рус. пер.: Н. И. Новикова (1777), А. Клевакова (1861), В. Н. Карпова (1863), Д. Лебедева (1874), Н. Виноградова (1891), С. П. Маркиша (1965).

Текст: Piatonis Phaedo, - Piatonis opera. Rec. Ε. A. Duke et al. Vol. 1. Oxf., 1995; The Phaedo of Plato. Ed. with introd., notes and appendices by R. D. Archer-Hind. L., 18942; Plato's Phaedo. Tr. with introd., notes and appendices by R. S. Bluck. Camb., 1955; Plato's Phaedo. Tr. with introd. and running comm. by R. Hackforth. Camb., 1955; Phédon. Comm. et trad, par R. Loriaux. Vol. 1-2. Namour, 1975; Федон. Пер. С. П. Маркиша, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 2, 1993, с. 7-80.

Античные комментарии: WesterinkL. G. (ed.) The Greek Commentaries on Plato's «Phaedo». T. I. Olympiodorus. T. II. Damascius. Amst, 1976-1977.

Лит.: Schmidt H. Kritischer Commentar zu Plato's Phaedon. Halle, 1850; Carlini A. Studi sulla tradizione antica e médiévale del Fedone. R., 1972; Festugière A.-J. Les trois «protreptiques» de Platon. Euthydème, Phédon, Epinomis. P., 1973; WesterinkL. G. The Greek Commentaries on Plato's Phaedo. V. 1-2. Amst., 1976-1977; BostockD. Plato's Phaedo. Oxf., 1986; Лебедев Д. Платон о душе. Анализ диалога «Федон». Одесса, 1874; Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» (пер. с нем.). СПб., 2005.

Ю. А. ШИЧАЛИН

В начало словаря