Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕЭТЕТУ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕЭТЕТУ

АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К «ТЕЭТЕТУ» - уникальный памятник комментирования Платона в эпоху Среднего платонизма. Дошел на папирусном свитке 1-й пол. 2 в. н. э., который египтолог Л. Борхардт приобрел в Каире в 1901 и передал в Королевский музей Берлинской академии наук (рар. 9782). Текст Анонимного комментария сохранился только к части диалога (Plat. Theaet. 142a-158a).

Автор комментария - платоник, усвоивший ряд стоических и перипатетических положений, позиция которого в основном совпадает с позицией Алкиноя в его «Учебнике платоновской философии». Комментарий представляет собой школьное толкование текста Платона при помощи парафраз, грамматических и реальных толкований. Предмет «Теэтета», согласно Анонимному комментарию, - простое несоставное знание и, в связи с этим, - проблема критерия (Anon. In Theaet. 2, 11-23). По поводу Theaet. 143d излагается (5, 18-8, 6) учение о первичной склонности, приязни (οἰκείωσις): приязнь к самому себе - естественна и неосознанна, а приязнь к ближнему - хотя и естественна, но сознательна; комментатор спорит с эпикурейцами и стоиками, согласно которым из чувства приязни возникает справедливость, подчеркивая, что справедливость возникает из уподобления божеству (7, 17-19). Об интересе Анонимного комментатора к математическим пассажам Платона свидетельствует подробный анализ 147d-148b (25, 37-44, 40). Комментатор признает природные понятия (φυσικαὶ ἒννοιαι), «которые нуждаются в разъяснении, а до этого хотя и соотносятся с предметами, поскольку имеют их следы, но - неотчетливо» (46, 43^9); и считает, что способный человек полон общими понятиями (κοιναὶ ἒννοιαι - 47, 19-21); «майевтический» метод обучения Сократа исходит из необходимости раскрыть эти природные понятия, опираясь на учение о знании-припоминании (47, 27-48, 7; ср. ниже 56, 14-31 со ссылкой на Men. 87b и 57, 15-22 со ссылкой на Symp. 206с). В связи с платоновской критикой софиста Протагора 151е слл. А.К. (61, 1-45, ср. ниже 63, 1^0) отвергает пирронов-ский релятивизм (πάντα πρός τί), не признающий никакого критерия истины - ни разума (λόγος - Платон, Аристотель), ни истинного представления (ἀληθὴς φαντασία - Эпикур), ни убедительного (πιθανή - Карнеад), ни постигающего (καταληπτική - стоики).

Комментарий к «Теэтету» входил в курс философского обучения наряду с другими диалогами; в частности, подробное разъяснение учения о знании-припоминании обещано в последующем - при толковании «Федона» (48, 7-11); ряд математических пассажей уже были разъяснены в «Тимее» (35, 10-12); а учение о том, что сущность не допускает увеличения, человеком оно допускается - разъяснено при толковании «Пира» (70, 10-13).

Текст: Anonymer Kommentar zu Piatons Theaetet (pap. 9782). Bearb. ν. Η. Diels, W. Schubart. В., 1905; Bastanini G., Sedley D. Commentarium in Piatonis «Theaetetum», -CPF III, 1995, p. 227-562.

Лит.: Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, p. 270-271, 279, 289-290, 299, 329; TarrantH. The Date of Anon. In Theaetetum, - CQ 33, 1, 1983, p. 161-187.

Ю. А. ШИЧАЛИН

В начало словаря