Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
СЕМЬ МУДРЕЦОВ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

СЕМЬ МУДРЕЦОВ

СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др.-греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером; 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип «С. м.» восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни (ср. «С. м.» в Вавилоне и Др. Индии). По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «С. м.» закрепилось за группой исторических лиц (главным образом политических деятелей 1-й пол. 6 в. до н. э.). Состав «С. м.», так же, как и атрибуция отдельных изречений, в различных источниках ваоьируется (всего 17 имен в разных комбинациях); неизменное ядро составляют: Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский. В каноне «С. м.», составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (которому принадлежит самый древний из сохранившихся сборников изречений «С. м.»), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): «мера - лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «поручись -и беда тут как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем - того не делай сам» (Питтак), «большинство людей - дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр). По легенде, известной уже Платону («Протагор» 343а), «С. м.», «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения (в том числе «познай самого себя»), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма (год, в который, согласно Деметрию Фалерскому, «семеро были названы мудрецами», 582/1 до н. э. совпадает с датой реорганизации Пифийских игр в честь Аполлона в Дельфах). Позднее «встреча» и фиктивные беседы «С. м.» усваиваются жанром философского симпосия («Пир семи мудрецов» Плутарха). Собирание и комментирование гном «С. м.» остается популярным от эллинистической до византийской эпохи.

Фрагм.: DK161-66; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 91-94; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. М, 1986, с. 61-85.

Лит.: SnellВ. Leben und Meinungen der sieben Weisen. Münch., 1971.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

В начало словаря