Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
СЕКСТ ЭМПИРИК

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

СЕКСТ ЭМПИРИК

СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения - «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 хн.) - являются важным источником по истории античной философии, и основным -по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой - противоположные речи (Orat. 21).

В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις -«Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] - надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» - положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда - воздержание от суждений (эпохе), отсюда - невозмутимость (Pyrrh. I 1-30); далее С. суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (способы) осуществления эпохе, - 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31-186); дает толкование основных выражений скептического словаря - «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187-209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210-241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα («догматы»)), излагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. 2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п. - III1-167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить -III 168-279).

Книги VII-IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений», - ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII-VIII), «Против физиков» (IX-X) и «Против этиков» (XI), - но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии - здесь С. приводит ценнейший док-сографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. math. VII48-260). Книги I-VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам - грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат С.

С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 Kühn: Μηνόδοτος ὁ ἐμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема - практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С., «скептик из человеколюбия (διὰ τὸ φιλάνθρωπος εἶναι) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill 280).

Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распространение во второй пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.

Соч.: Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1-2. Lipsiae, 1912-1914; Sextos Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1-4, 1933-1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913); Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1-2. М., 1975-1976.

Лит.: Janacek К. Sextus Empiricus' Sceptical Methods. Prague, 1972; Oberti M. M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus' Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979; House D. K. The life of Sextus Empiricus, - CQ 30, 1980, p. 227-238; Stough С Sextus Empiricus on Non-Assertion, - Phronesis 29, 1984, p. 137-164; Allen J. V. Sextus Empiricus' Investigation of Sign-inference. Princ, 1988; Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, - Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145-175; Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, - ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582-2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, - Ibid. 37, 1, p. 646-690; Giannantoni G. (éd.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992; Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Conflict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст. Скептицизм

М. А. СОЛОПОВА

В начало словаря