Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА

НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА (Νικόλαος ὁ Δαμασκηνός) (ок. 64 - после 4 до н. э.), философ-перипатетик, историк, политический деятель времен имп. Августа (воспитатель детей царицы Египта Клеопатры, приближенный Ирода Великого, царя Иудейского).

О жизни Н. известно благодаря его автобиографическому соч. «О своей ЖИЗНИ и занятиях» (Περὶ τοῦ ἰδίου βίου καὶ τῆς ἑαυτοῦ ἀγωγῆς, fr. 131-139 Jacoby), послужившему источником для составления статьи о Н. в лексиконе Суда (s. ν. Νικόλαος, Ν, 393.1-37), где жизнеописание Η. заканчивается сравнением образования (пайдейя) с долгим путешествием: как после множества впечатлений от разных стран всегда возвращаешься домой, так и после изучения множества наук обращаешься к философии (28-30). Н. получил разностороннее образование благодаря высокому статусу, который занимала в Дамаске его семья (известны имена ближайших родственников: отец - Антипатр, мать Стратоника, брат Птолемей). В юности он занимался риторическими упражнениями, писал трагедии и комедии, изучал музыку, математику и философию. Нет сведений об учителях Н. и месте его обучения. Хотя у Суды назван «перипатетиком или платоником» (393. 2), его приверженность учению Аристотеля подтверждают указания античных авторов («Николай-перипатетик»: см. Plut. Qu. conv. 723d4-5; Simpl. In De Caelo 3, 28; 398, 36) и свидетельства о написанных им произведениях.

Философские сочинения. Основное философское сочинение Н. - сводка «О философии Аристотеля» (не менее 13 кн.), частично сохранившаяся в сирийском переводе. Н. обнаруживает в нем интерес исключительно к натурфилософии, от учения об элементах и космологии до психологии и зоологии. Н. использует в нем материал следующих сочинений Аристотеля: «Физика» (ей посвящена кн. 1), «Метафизика» (кн. 2-3), «О небе» (кн. 3-4), «О возникновении и уничтожении» (кн. 5), «Метеорологика» (кн. 6-7), «История животных» (кн. 8), «О частях животных» (кн. 9), «О душе» (кн. 10), «О чувственном восприятии», «О сновидениях» (кн. И), «О возникновении животных» (кн. 12); как предполагается, 13-ю кн. представляло фрагментарно сохранившееся соч. «О растениях» в 5-ти кн. (фрагменты известны по сирийским, арабским, еврейским, латинским и греческим источникам). Книги по первой философии Н. называет уже «Метафизикой» (это слово впервые текстуально засвидетельствовано именно у него, поскольку тексты автора данного неологизма Андроника Родосского утрачены полностью), но рассматривает ее в рамках философии природы.

О названиях и содержании других философских сочинений Н. известно в основном из комментариев Симпликия. Соч. «О Вселенной» (Περὶ τοῦ παντός) было посвящено классификации «всех сущих в космосе по видам» (Simpl. In De Caelo 3,25-29); «О богах» было, по-видимому, посвящено «естественной теологии» - первоначалам, в соответствии с определением бога как начала-ἀρχή у Аристотеля в Met. I, 983a8; о нем Симпликий упоминает дважды, в рассуждениях о Ксенофане и Диогене Аполлонийском (In Phys. 23,14-16; 151,21-23), в обоих случаях обсуждая расхождения в сообщениях доксографов. По Симпликию, Ксенофан, в изложении Н., учил о том, что начало бесконечно и неподвижно (иначе говорит Александр Афродисийский: у него начало конечно и имеет форму шара). О Диогене Аполлонийском Н. высказал мнение и вовсе отличное от традиционного; согласно Н., Диоген считал началом не воздух, как Анаксимен, а «нечто среднее между огнем и воздухом» (In Phys. 151, 22). Кроме того, Симпликий упоминает соч. Н. «О природе» (или «О космосе») и «О прекрасных поступках» (Περὶ τῶν ἐν τοῖς πρακτικοῖς καλῶν, In Epict. 83, 11-12), которое было составлено необычным образом: текст для наглядности и лучшего воздействия на читателя был разделен на отдельные короткие строки (στῖχοι).

Вероятно, Н. составил также сводку учения Аристотеля о душе, о чем имеется упоминание в средневековых арабских источниках (в «Фихристе» Ибн ан-Надима и в комментарии Аверроэса к «О душе»). Аверроэс отмечает, что Николай, Теофраст и Фемистий отличаются большим буквализмом по сравнению с Александром Афродисийским (Schneider 2005, р. 678). Из греческих авторов о рассуждениях Н. о душе упоминал Порфирий, однако его текст утрачен (фрагм. см.: Porphyrii Fragmenta. Ed. A. Smith. Stuttg.; Lpz., 1993, fr. 88-109). По-видимому, Н. в своем сочинении не только пересказывал содержание аристотелевского текста, но и разъяснял ключевые понятия его учения. Стобей приводит (видимо цитируя текст Н. по Порфирию) толкование выражения «части души»: это выражение следует понимать в смысле «силы» (δυνάμεις) души, т. е. в смысле разделения качественного, а не количественного (когда при отнятии или прибавлении части целое становится соответственно меньше или больше), - ибо душа не есть величина. Ее способностями являются способности жить, воспринимать с помощью чувств, двигаться, мыслить, гневаться, и причинами всех этих действий является душа, которая, т. обр., понимается как поделенная на части, будучи в то же время неделимой (Stob. I 49, 25а. 84-104). Не исключено, однако, что данные свидетельства относятся к 10-й кн. сочинения Н. «О философии Аристотеля».

Исторические сочинения. Н. был известен как автор «Всемирной истории» (Ἱστορία καθολική, fr. 1-102 Jacoby) в 144 кн., которая начиналась великими царствами Древнего Востока (Ассирии, Лидии, Персии) и заканчивалась смертью Ирода Великого (4 в. до н. э.). При составлении своего монументального труда Н. широко использовал материал сочинений Ктесия и Ксанфа (по истории Востока), а также Гелланика и Эфора (по греческой истории). Обширными выписками из «Истории» Н. начинается соч. имп. Константина VII Багрянородного «О заговорах против басилевсов» (De insidiis, p. 1-58 de Boor). H. составил официальную биографию Цезаря Августа (Περὶ τοῦ βίου Καίσαρος τοῦ Σεβαστοῦ καὶ τῆς αὐτοῦ ἀγωγῆς, fr. 125- 130), а также собственное жизнеописание (см. выше). У Стобея как отдельное произведение цитируется сочинение об обычаях разных народов Περὶ ἐθῶν, - по-видимому, тождественное соч. Ἐθῶν συναγωγή (fr. 103-124).

Соч. и фрагм.: FGrH II А, п° 90, р. 324-430; II С, р. 229-291; Drossaart Lulofs H. J. Nicolaus Damascenus on the Philosophy of Aristotle. Fragments of the first five books transi, from the Syriac with an introd. and comm. Leiden, 19692; Nicolaus Damascenus. De Plantis. Edd. H. J. Drossaart Lulofs, E. L. J. Poortman. Amst; Oxf; N. Y., 1989; MalitzJ. Nikolaos von Damaskus. Leben des Kaisers Augustus. Darmst., 2003; Николай из Дамаска. О своей жизни и своем воспитании. О жизни Цезаря Августа и о его воспитании. Пер. Е. Б. Веселаго, -ВДИ, 1960,3-4.

Лит.: LaqueurR. Nikolaos [20], - RE XVII, 1, 1936, col. 362-424; 1269 (addendum); Wacholder Β. Ζ. Nicolaos of Damascus. Berk.; L. Ang., 1962; MORAUX, Aristotelismus I, 1973, S. 445-514; Stern M. Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. Vol. I. Jerusalem, 1974, p. 227-260; Gottschalk Η. Β. Aristotelian Philosophy in the Roman World from the Time of Cicero to the End of the Second Century AD, - ANRW II, 36, 2, 1988, p. 1079-1174 (особ. 1122-1125); Schneider J.-P. Nicolas de Damas, - DPhA IV, 2005, p. 669-679.

M. А. СОЛОПОВА

В начало словаря