Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
МАРЦИАН КАПЕЛЛА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

МАРЦИАН КАПЕЛЛА (Martianus Minneius Felix Capeila) (2-я пол. 5 в. н. э.), латинский платоник, последний латинский выразитель «религии культуры» - спасения через пайдейю. Известен как автор сочинения «О браке Филологии и Меркурия» (De nuptiis Philologiae et Mercurii), написанного в конце 470-х (Fabricius, p. 305-306; Shanzer, p. 5-28).

Образцом при построении текста М., принадлежащего к римской риторической традиции, послужили следующие греческие и латинские источники: Менипповы сатиры (чередование прозаических разделов и стихотворных вставок); «Метаморфозы» Апулея (стиль, аллегория, философские доктрины), «Девять наук» Варрона (свод дисциплин), «Халдейские оракулы» и работы Порфирия, разъясняющие их (философская система М.), а также «Естественная история» Плиния (география, астрономия), «Начала» Евклида Александрийского и «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы (арифметика) и др.

Структура и содержание De nuptiis. Сочинение M. состоит из 9 книг. Первые две книги (I-II, 1-220) представляют собой аллегорический роман, повествующий о бракосочетании бога Меркурия со смертной Филологией (позднее это соединение толковалось как союз красноречия и ученого знания; наук «тривия» и, согласно делению Боэция, «квадривия» - Boeth. Inst, arithm. I, 1). Далее изложены основы необходимых для воспитания образованного человека семи свободных наук, представленных М. в образе божественных существ, выступающих перед богами с соответствующими речами. Завершает сочинение автобиографическое стихотворение (IX, 997-1000), содержащее посвящение сыну М. (997).

В аллегорическом вступлении причудливо переплетены неопифагореизм, религиозные идеи этрусков, неоплатонические и стоические представления, заимствования из египетских культов и герметизма. Физика и космология близки к платоническим. Пантеон богов представлен в духе астральной религии. В грамматическом разделе (III, 221-326) изложено учение о звуках, буквах, их позициях в словах, произношении, частях речи, с описанием правил склонения и спряжения. Книга о диалектике (IV, 327^424) посвящена логике, восходящей к Аристотелю. Изложено учение о роде, виде, видовом отличии, существенном и привходящем признаке, определении и разделении. Также изложено учение о способах наименования, омонимах и синонимах, о суждении и его видах, силлогизме. Риторический раздел (V, 425-566) представляет собой продолжение и развитие предыдущего изложения. В частности, повествуется об искусстве составления и произнесения речей. В книге о геометрии (т. е. о географии) (VI, 567-724) обсуждается форма и положение земли. В арифметической секции (VII, 725-802) изложено учение о числе (четные и нечетные, простые и сложные и пр.); в традиционном пифагорейско-платоническом ключе описана первая десятка (731-742). В астрономической части (VIII, 803-887, окончание утрачено) прослеживается устройство небесной сферы, на которой выделены десять небесных окружностей; говорится о созвездиях, восходе и заходе светил, движении планет, величине кругов, по которым движутся Луна, Солнце и др. планеты. Заключительный раздел посвящен гармонике (включая учение о звучании небесных сфер) (IX, 888-996) и теории влияния музыки на все живое и неживое. Описывая тоны, аккорды, лады, деления, ритм, его типы, М. указывает на то, что настоящим предметом этой дисциплины является космос и его гармоническое устройство (921).

Философские представления М., изложенные в аллегорической манере, можно реконструировать на основании De nupt. I, 1-97 и Π, 98-80. В построениях M. присутствуют два плана: 1) теологический, проявляющийся в описании деятельности различных богов, символизирующих ум, небесные тела и духов (демонология), и в изложении астрономических представлений; и 2) психологический (Gersh, p. 606-646).

I. Теология. Применительно к миру М. говорит о двух первоначалах, описывая (II, 202-205) прибытие Филологии на сферу неподвижных звезд и ее молитву «источниковой деве» (fontanam virginem), a также силе (potestatem) Единожды и Дважды Запредельного (атга£ και Sis* етгекема) [II, 204-205]. Единожды Запредельное - это Отчий ум (πατρικός νόος [ср. Огас. fr. 39]), Дважды Запредельное - Второй Ум (νόος δεύτερος [ср. Огас. fr. 7-8]), производящий душу (ψυχὴ ἀρχιγένεθλος), символизирующую женский источник (ср. Огас. fr. 51-52). Первое начало описано как недоступное даже знанию богов (II, 202), хотя и достижимое для некоторого рода интеллектуальной активности; оно превосходит премирные (extramundanas) блаженства (II, 202); оно описано как существование истины, происшедшей из того, что не существует (II, 206); как огненный мир (II, 201), возможно, сам огонь (IX, 910) и (или) источник огня (И, 206). Ассоциируемое с глубиной (II, 204), оно троично по природе и относится ко всему как Отец (II, 204), как сила (II, 185) и как ум (IX, 910). В целом, первое начало изображено как охватывающее всю Вселенную и как истина того, что существует.

Второе начало, согласно М., не просто едино, но едино во множестве. Его функции проявляются в виде образов и действий различных богов (И, 203): (i) Юпитера, как священного ума (I, 92: ὁ νοῦς sacer), связующего каждую из планетарных сфер (ср. Porph. In Tim. fr. 20); отождествляемого с монадой и причинной силой его идеальных и умственных образов (VII, 73); (ii) Афины, о которой говорится как о вершине рассуждения и священном уме богов и людей (VI, 567), как о разумении и понимании судьбы, уме мира (VI, 567); как о сфере пылающего эфира (VI, 567), что эквивалентно уму наиболее удаленной сферы (ср. Varro. Antiqu. fr. 205 [ар. Macr. Sat. Ill, 4, 8] - 206 [ар. Aug. Civ. D. VII, 28]); (iii) Солнца, занимающего среднее место в небесной системе и под разными именами охватывающего весь мир (II, 191-192), позиционируемого как «источник ума» (И, 193), как бытие, «три буквы [имени которого] образуют священное имя и знак ума» (II, 193), как отец ума (II, 193), сила неведомого отца (И, 185), «первый отпрыск» (II, 188), единственно почитаемое после отца (II, 193) и как лик отца (II, 193), что свидетельствует о тесной связи ума солнца с первоначалом; и (iv) Меркурия, описанного как божественность, через которую бдительный и рассудительный ум наполняет разумением глубину Вселенной (II, 126), и связанного с высшим началом (Юпитером) через веру, речь, благодеяние, как истинный гений (I, 92), что демонстрирует объединение различных умов в единое целое. Второе начало также играет роль вместилища трансцендентных идей, сообразно которым Бог-творец наделил формами этот видимый мир, представленный в виде сферы (I, 68), состоящей из множества элементов: всего неба, воздуха, морей, разнообразия земли, всех видов и родов живых существ. При этом М. воспевает качества числа три, говоря, что оно означает совершенство Вселенной, т. к. монада связана с Богом-создателем, диада -с порождающей материей, триада - с идеальными формами» (VII, 733).

В астрономической части (VII), посвященной разъяснению различных родов движения небес, осуществляющие такое движение классические боги, которые одновременно и антропоморфны, и символизируют планеты (I, 73-75 - II, 183-185; I, 75 - И, 183; I, 75 - И, 189; I, 75 - II, 185), представлены в качестве божественных и соотносящихся с божественностью небесных тел: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, вплоть до неподвижной сферы, отстоящих друг от друга на определенном расстоянии (измеряемом интервалами, тонами и полутонами).

Боги как духи (демонология). Теологические представления о богах как о духах выявляются из описания 16 регионов небес, где находятся жилища различных богов. В 1-м - жилище Юпитера, «совет богов» или Пенаты, Лары, Янус и др.; во 2-м - жилище Юпитера, Марса Квирина, «воинственного Лара» (lar militaris) и более отдаленных богов, и т. д. (1,45-61). Некоторые из богов (Юпитер, Марс, Лары) у М. появляются в нескольких регионах. Все боги, которых возможно распределить по 4-м основным точкам окружности (по компасу) - что восходит к представлению этрусков о делении небес (ср. Cic. Divin. II 87-89); Plin. Nat. hist. II 143; Serv. In Aen. VIII, 427) - классифицируются М. в соответствии с местом их обитания. Упорядочение богов подразумевает не только их иерархию в целом, но и иерархию внутри каждой группы богов.

Духи - которым М. присваивает разные названия («могущества», «божества» (II, 149: numina); «одушевленные», «души и умы»; «души») - распределился по 5 категориям следующим образом (II, 150-167). 1) Духи, которые спускаются с самого эфира и кружат подле высшей сферы на том расстоянии, на котором расположена орбита Солнца (могут быть: а) огненной и пламенной сущности; Ь) бесстрастными; с) величайшими в добродетели; d) упорядочивающими таинства сокрытых причин; е) подвластными правлению Юпитера; f) называемыми божественными и небесными). 2) Духи, которые находятся «между течением Солнца и орбитой Луны» (а) менее яркие и светлые по сравнению с небесными, но еще недостаточно телесные, чтобы быть видимыми взором людей; Ь) причастные пассивности; с) менее добродетельные; d) собирающие пророчества, сны и предзнаменования, охраняющие души и умы всех людей, и как гении заботящиеся об отдельных смертных; е) подвластные правлению Юпитера; f) именуемые «ангелами», «демонами», «посредниками»; g) именуемые «Ларами»). Далее, 3) духи, которые обитают в высшей части пространства между орбитой Луны и Землей и тем самым в высшей части воздуха, распространенного под Луной (эти духи: а) обладают эфирной сущностью; Ь) прича-стны пассивности; с) менее добродетельны; d) рождаются в человеческом образе, чтобы помогать всему миру; е) подвластны Плутону там, где Луна, главенствующая в этой части воздуха, называется Прозерпиной; f) называются полубогами или частично богами). Далее 4) духи, которые обитают от средней части воздуха до пределов гор и земли (они а) обладают воздушной сущностью; Ь) причастны пассивности; с) менее добродетельны; d) связываются с телами в момент зачатия и любимы этими телами и после жизни; е) подвластны Плутону; f) называются полубогами и героями). В эту категорию духов входят Маны, Лемуры, Ларвы, Мании и Фурии (И, 162-164). И наконец, 5) те, чьи души, покидая свои тела, поражаются воздухом, окружающим сферу земли; они обеспокоены идущими сверху жаром и паром и влажностью снизу; эти духи: а) обладают воздушной сущностью; Ь) после долгой жизни умирают как люди; с) злы по природе; d) способны предвидеть, атаковать, вредить; е) подвластны Плутону; f) именуются злыми. Такие духи включают в себя Фавнов, Сатиров, Нимф, и др.

П. Психология. Основу учения М. о человеческой (индивидуальной) душе (в роли которой выступают Филология, ее паланкин, на котором она поднимается на небеса для бракосочетания с Меркурием, и богиня Психея) составляет представление об обожении такой души (I, 94-96; II, 125; II, 131). Обожение является участью тех, кто заслужил его в земной жизни; напротив, участью тех, кто использовал земную жизнь плохо, будет вечное мучение в Перифлегетоне. Обожение души достигается через процесс очищения, состоящего из двух стадий: изрыгания письменных наук всех родов (И, 136) и испития из яйца, соотносящегося с округлой и одушевленной сферой (II, 140) и символизирующего ее. Символизм человеческой души проявляется в описании украшенного звездами паланкина (И, 133), которого не касается бренное (И, 134), поднимаемого ввысь четырьмя персонифицированными психологическими качествами: идущими впереди «Работой» (Labor) и «Любовью» (Amor), и держащимися позади Заботой (Epimelia) и Бдительностью (Agrypnia).

M. говорит о двойственной природе души: земной (происхождение Филологии) и божественной (достигаемой через приобретение Филологией определенных качеств и свойств: сияющего эфира, жилища богов, родства с Юпитером). Двойственная природа отдельной души, ее связь с космической (мировой) душой и её небесная сущность заданы происхождением Психеи - дочери Энтелехии (источника всех душ; ср. Cic. Tusc. I 22) и Солнца (наиболее важного из небесных тел, I, 7).

Соч.: Martianus Capeila. De nuptiis Philologiae et Mercurii. Ed. A. Dick. Lpz., 1925; Martianus Capeila. De nuptiis Philologiae et Mercurii. Ed. J. Willis. Lpz., 1983; Martianus Capella and seven liberal arts. Tr. and notes by W. H. Stahl, R. Jonson, E. L. Bürge. Vol. II (N. Y.; L., 1971-1977); на франц. яз.: Martianus Capella. Les noces de Philologie et de Mercure. T. VIL Livre VII: L'Arithmétique. Texte et. et trad, par J.-Y. Guillaumin. P., 2003; Idem. Les noces de Philologie et de Mercure. T. IV. Livre IV: La dialectique. Texte et. et trad, par M. Ferré. P., 2007.

Лит.: Fabricius J. A. Bibliotheca latina mediae et infimae latinitatis. Hamb., 1734-1736 (repr. Fir., 1858), p. 305-306; Courcelle P. Martianus Capella, - Idem. Les lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P., 1943, p. 198-205; Shanzer D. A. Philosophical and literary commentary on Martianus Capella's «De nuptiis Philologiae et Mercurii». Bk. I. Berk.; L.Ang.; L., 1986, p. 1-44; Cameron A. Martianus and his first editor, - CPhil 81, 1986, p. 320-328; Gersh S. Martianus Capella, - Idem. Middle platonism and neoplatonism. The Latin tradition. Vol. IL Notre Dame, 1986, p. 597-646; Turcan R. Martianus Capella et Jamblique, - REL 36, 1958, p. 235-254; Weinstock S. Martianus Capella and cosmic system of the Etruscans, - JRS 36, 1946, p. 101-129. Уколова В. И. Брак Филологии и Меркурия. Марциан Капелла, - Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992, с. 85-101; Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Макробий и Марциан Капелла - философствующие писатели поздней античности, - Античность в контексте современности. Вопросы классической филологии. Вып. 10. М., 1990, с. 5-33; ЛОСЕВ, ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1992, с. 153-161 («Марциан Капелла»); Петрова М. С. Марциан Капелла (просопографический очерк), -Диалог со временем. Вып. 2. М., 2000, с. 110-141; Шишков А. М. «Марциан Капелла», в кн.: Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003, с. 12-18.

М. С. ПЕТРОВА

В начало словаря