Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
ЛЕВКИПП

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (Λεύκιππος) (сер. 5 в. до н. э.), древнегреческий философ-атомист, старший современник Демокрита и, согласно традиции, его учитель.

Местом рождения Л. называют три города: Милет, Элею и Абдеру (DK67 AI), что, возможно, суммирует философское преемство Л. по отношению к ионийской и элейской философии и его роль как наставника Демокрита, уроженца Абдеры. Соответственно, имеются разноречивые сведения о наставниках Л. в философии (DK67 А 1-5; 10): согласно большинству источников, он слушал Зенона Элейского (Псевдо-Гален, Диоген Лаэртий, Климент Александрийский, Ипполит Римский), называют также Мелисса (Цец), кого-то из пифагорейцев (Ямвлих ставит Л. в ряд с Алкмеоном и Гиппасом).

Чаще всего имена Л. и Демокрита упоминаются вместе, так что затруднительно выяснить, в какой мере учение Л. отличалось от демокритовского, скорее, источники подчеркивают сходство. Как считается, Л. «первым пришел к мысли о допущении атомов» ([Galen.] Hist. phil. 3, 50 = Dox. Gr., 601, 9), что признается более достойным внимания, чем сохраненное Страбоном мнение Посидония о том, что родоначальником учения об атомах был финикиец Мох Сидонский, живший до Троянской войны (Strab. XVI, 2, 24). Судя по тому, что Аристотель в отдельных случаях приводит мнение одного Л., он считает именно его родоначальником учения об атомах. Между тем в свое время в научной литературе серьезно ставился вопрос о реальном существовании Л. как исторической личности (Э. Роде, П. Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др.) на основании слов Эпикура (А 2 = D. L. X 13: «не было никакого философа Левкиппа»), однако сомнение в существовании Л. более не рассматривается серьезно (краткую историю вопроса с указанием осн. лит. см. GuTHRiE II, p. 383).

Сочинения и учение. О собственных сочинениях Л. сведений крайне мало. Теофраст и зависимая от него доксография автором соч. «Большой мирострой» (Μέγας διάκοσμος) считали Л., а не Демокрита (DK68 А 33). Аэтий сообщает о соч. «Об уме» (Περὶ νοῦ), в котором Л. рассуждал о том, что ничто не возникает просто так (μάτην), но все происходит обоснованно и по необходимости (ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ' ἀνάγκης).

Элейская философия, и особенно парадоксы Зенона, - наиболее очевидная точка отсчета для формулирования основ атомизма: если величина делима до бесконечности и движение невозможно, то для создания натурфилософской теории, согласованной с чувственными данными и не отрицающей природного движения, необходимо постулировать предел деления как условие возможности движения. В атомизме Левкиппа-Демокрита таким пределом стал телесный атом, неделимый вследствие своей малости (мнение, приписываемое «приверженцам Левкиппа», Galen. Elem. Hipp. I, 418, 16-18 Kühn). Допущение пустоты также потребовалось для объяснения движения: пустота существует как место, где движутся атомы. Атомы и пустота остаются вечными и неизменными, изменчивым оказывается чувственный телесный мир, образованный комбинациями атомарных сочетаний. Атомы непрерывно движутся, из них благодаря вихрю возник космос, который не вечен, но будет разрушен, после чего образуется новый. В мире ничего не происходит случайно, но причину каждого явления можно обнаружить, обратившись к исследованию атомарных состояний и сцеплений. Наша земля, по Л., имеет «форму барабана» (τυμπανοειδῆ), А 26 = Aët. Ill 12). Чувственные тела для нас обладают качествами благодаря особенностям строения атомов, которые отличаются формой, величиной, порядком и положением. Возможно, учение о восприятии как отпечатке в душе чувственного образа-пленки, отлетающей от воспринимаемого тела, также было намечено Л., но основная масса свидетельств о нем связывает его имя с самыми основами атомистической физики - учением об атомах, пустоте, движении. Помимо этого Л. считал душу состоящей из горячих атомов, семя называл «кусочком души», а сон объяснял как отделение мельчайших горячих атомов души, превышающее их поступление извне, а избыточное отделение является причиной смерти (А 35 = Aët. V 25, 3). Никаких высказываний этического характера традиция Л. не приписывала.

Фрагм.: DK Π, 70-71; Taylor С. С. W. The Atomists: Leucippus and Democritus. Fragments. A Text and Translation with Commentary. Tornt, 1999; Маковелъский A. O. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946, с. 199-208.

Лит.: Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928 (repr. N. Y., 1964); Barnes J. Reason and Necessity in Leucippus, - Benakis L. G. (ed.). Proceedings of the 1st International Congress on Democritus. Vol. 1. Xanthi, 1984, p. 141-158. См. общ. лит. к ст. Атомисты, Демокрит.

М. А. СОЛОПОВА

В начало словаря