Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
АММОНИЙ САККАС

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

АММОНИЙ САККАС

АММОНИЙ САККАС (Ἀμμώνιος Σακκᾶς) (ум. после 242 н. э.), философ-платоник, учитель Плотина. По происхождению, возможно, египтянин («Аммоний» - одно из самых распространенных имен в Египте). Нельзя определенно сказать, откуда берет начало традиция, приписывающая А. прозвище Саккас, т. е: «мешочник» (Аммиан Марцеллин: Saccas Ammonius, Plotini magister; Феодорит, Суда: Σακκᾶς\ Зонара: Σάκκας). По предположению Goulet 1989, Феодорит, сообщающий, что А. жил при имп. Коммоде, т. е. между 180 и 192 (Graec. off. cur. VI, 60,9-61,1) спутал жившего при имп. Коммоде мученика Аполлония Саккеаса (Σακκέας) с Α., учителем Оригена и Плотина (как замечает сам Гуле, «эта гипотеза, разумеется, не может быть подтверждена»).

Согласно свидетельству Порфирия, Плотин после долгих поисков преподавателя философии обрел наставника в А. Александрийском (V. Plot. 3, 13: «вот кого я искал»). Возможно, не без влияния А. Плотин отправился на Восток за мудростью персов и индийцев (Ibid., 13-17). Обосновавшись в Риме, Плотин долгое время ничего не писал, а свои устные занятия вел на основе уроков А. (3, 33-34). Согласно тому же источнику, в одно время с Плотином у А. учились Геренний и Ориген-платоник, причем все трое уговорились не разглашать учение А. (3, 24-30). Учениками А. были также афинский платоник Лонгин (20, 36-39) и Олимпий (10, 1-6). Об учении Α., который не оставил письменных сочинений, можно строить лишь догадки. В научной литературе предпринимались попытки реконструировать учение А. и выявить в нем элементы среднеплатонической доктрины и пифагореизма, которые в целом нельзя признать успешными.

В. Таил ер, исходя из того, что Ориген-христианин, автор «О началах», был учеником Α., пытается показать, что этому последнему платонизм был знаком только в среднеплатоническом варианте, откуда он делал вывод о том, что Α., учитель Оригена, был средним платоником. Анализ В. Тайлера был подвергнут критике Х.-Р. Швицером (см. библ.).

Известна выдержка из сочинения Порфирия «Против христиан» у Евсевия (fr. 39.1-46 Harnack = Eus. Hist. Eccl. VI 19, 2 слл.) в разделе, посвященном апологии Оригена-христианина. Евсевий хочет показать, что Ориген пользовался уважением среди современных ему философов, причем даже такой враг христиан, как Порфирий (который жил на Сицилии в одно время с Евсевием), отмечал его аскетический образ жизни и ученость. Согласно этому тексту, А. был воспитан в христианской семье, но войдя в разум и приобщившись философии, тотчас стал жить «согласно законам», т. е. как язычник. Порфирий или, скорее, передающий его Евсевий явно путают двух Оригенов, и как соотнести данные сведения с Α., учителем Плотина, сказать трудно.

X. Дерри (1955) на основе анализа некоторых пассажей Плотина ярко, но совершенно неубедительно проводит мысль о том, что А. был пифагорейцем. К сожалению, необходимо признать, что у нас нет решительно никаких оснований восстановить учение А.

Лит.: DörriH. Ammonius, der Lehrer Plotins,- Hermes 83,1955, S. 439-478 (=Platonica minora. Münch., 1976, S. 324-360); Theiler W. Ammonios, der Lehrer des Origenes, - Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966, S. 1-45; Schwyzer H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins. Opladen, 1983; Schröder F. M. Ammonius Sakkas, - ANRW II, 36, 1, 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas, -DPhA I, 1989, p. 165-168.

Ю. А. ШИЧАЛИН

В начало словаря