Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 - ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного знания» (Ἔλεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως) в 5-ти кн., известно и сокращенное название «Против ересей», Adversus haereses (apud Hier. De vir. ill. 35), - направленного против гностических учений. Среди утраченных произведений И. также было, по свидетельству Евсевия Кесарийского, некое полемическое сочинение «О познании» (Περί ἐπιστήμης), направленное против язычников (Eus. Hist. Eccl. V 26). Фотий отмечает, что некоторые ошибочно приписывали авторство трактата «О сущности Вселенной» И., а не Ипполиту Римскому, ученику И.

Текст «Опровержения» И. известен по греческим фрагментам (у Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, Епифания) и древнему латинскому переводу. Обличая гностицизм, И. подробно излагает систему Валентина как наиболее популярную из всех гностических учений, затем опровергает учеников Валентина, после чего обращается к источникам этих ересей - древнейшим гностикам (Симону Магу, Василиду, Карпократу и мн. др.). В результате в первых главах 1-й кн. (Adv. haer. I, 1-8) у И. содержится самое полное изложение гностического мифа, а в целом произведение И. - важнейший источник по истории гностицизма и раннего христианства. По И., все гностические ереси восходят к языческой философии и культовой практике (мистериям).

Одновременно, в ходе опровержения гностиков, И. формулирует основные пункты истинной теологии. Он сохраняет апофатические посылки апологетов, но решительно устраняет из идеи о Боге всякие намеки на изменение и развитие. Бог всегда равен и подобен себе (II 13, 8); отсюда следует, что Сын-Логос со-вечен Отцу, а его ипостасное бытие не связано с актом творения. Т. обр., И. заменяет космологическое понимание Логоса онтологическим: Бог вечно раскрывает себя через Логос, вторую ипостась, которая одна только не-тварна (IV 6, 3; 14, 1). В христианском учении для И. рефлективный элемент не так важен как элемент собственно религиозный. Поэтому особое место у него занимает учение о спасении, в связи с которым он намечает некоторые пункты антропологии (соотношение плоти, души и духа в человеке - V 9, 1) и этики (спасение отчасти зависит от человека; душа не бессмертна, если не уподобится высшему совершенству - V 16, 2). Христос для И. не просто Ум или Логос, а Бог живой, воплотившийся и принявший смерть ради спасения человечества. Можно сказать, что И. восстановил важнейшее, экзистенциально-антропологическое измерение христианства, потесненное абстрактной «философичностью» апологетов.

Соч.: Irenaeus. Adversus haereses. Ed. W. Harvey. Vol. 1-2. Camb., 1857; Irénée de Lyon. Contre les hérésies I. Éd. par A. Rousseeau et L. Doutreleau. Vol. 1-2. P., 1979; Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Пер. П. Преображенского. М., 1868.

Лит.: Schoedel W. R. Philosophy and Rhetoric in the Adv. haereses of Irenaeus, - VChr 13, 1959, p. 22-32; Donovan M. A. Irenaues in Recent Scholarship, - SecondCent 4, 1984, p. 219-241; Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Серг. П., 1917; Афонасин Е. В. «В начале было...»: античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV веков. М, 2004.

М. А. СОЛОПОВА

В начало словаря