Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
ГИППОКРАТ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (Ἱπποκράτης) Косский (460, о. Кос - ок. 377 до н. э., Лариса, Фессалия), др.-греч. врач, один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению, указывал на необходимость изучения широкого круга дисциплин для успеха врачебной практики.

Имеются три биографии Г.: «по Сорану» (Эфесскому?) (Vita Hippocratis secumdum Soranum, изд. Ильбергом в CMG IV), у Суды и в «Хилиадах» Цеца. Г. был сыном врача Гераклида Косского из древней династии врачей-Аклепиадов (считался 17 или 19 потомком Асклепия; известно, что генеалогией Г. специально занимался астроном Эратосфен Киренский в сер. 3 в. до н. э.). Профессии врача Г. обучался в семье, у отца; кроме того, сообщают об учебе Г. у Геродика Селембрийского и софиста Горгия. В поздних источниках делались попытки установить некоторое влияние на Г. храмовой медицины (легенда о копировании Г. посвятительных табличек из святилища Асклепия на Косе у Страбона, Strab. XIV 2, 19). Суда передает легендарные сведения об учебе Г. у атомиста Демокрита; сохранившаяся переписка с Демокритом - эллинистический псевдоэпиграф. В 420-е годы Г. с семьей перебрался жить в Фессалию. Некоторое время он находился при македонском дворе, пользуясь дружеским расположением царя Пердикки II (впоследствии личным врачом царя Архелая, сына Пердикки, был Фессал, сын Г.). По Сорану, Г. умер в 377, прожив 83 года, по Суде - ок. 355, прожив 104 года.

По имени Г. названо собрание древнегреческих медицинских текстов -Corpus Hippocraticum, «Гиппократовский корпус» (составлен учеными александрийского Мусейона не позднее 3 в. до н. э.). В корпус вошли 62 сочинения, написанные на ионийском диалекте греческого языка разными авторами в разное время (в т. ч. и в эллинистический период), - трактаты по теоретической медицине (анатомии, физиологии, патологии), диететике, прогностике, частной патологии и терапии, хирургии, глазным болезням, женским болезням и акушерству, детским болезням, врачебной ^тике, переписка (с философом Демокритом, персидским царем Артаксерксом) и речи. Авторы трактатов не подписывали свои произведения, представляя достижения школы в целом. Какие именно тексты принадлежат самому Г. - предмет давних дискуссий. Чаще всего как наиболее ранние (ок. 430-340 до н. э.) расцениваются: «Прогностика», «Афоризмы», «О воздухе, водах и местностях», «Эпидемии» I и III, «О священной болезни», «О ветрах», «О диете при острых болезнях». «О природе человека» написал ученик и зять Г. Полибий, некоторые тексты принадлежат его сыну Фессалу («Посольская речь»). Трактаты Гиппократовского корпуса представляют образцы научной прозы, их отличает рационализм (установка на поиск естественных причин) и эмпиризм (опора на наблюдение, описание фактов, здравый смысл). Между текстами наблюдаются большие различия в док-тринальном, стилистическом и лексическом отношении. Наиболее принципиальны расхождения между установками авторов Косской и Книдскои медицинских школ; к произведениям Книдскои школы относят «О болезнях» II, III, «О внутренних болях» и несколько трактатов по гинекологии. Некоторые тексты, по существу, представляют собой речи и демонстрируют риторическое мастерство их авторов, относимых к т. н. «иатрософи-стам» (софистам, рассуждающим на медицинские темы).

«Афоризмы» Г., считавшиеся в Античности подлинным произведением Г., представляют сводку античной медицинской мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» - получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Г. Мысль о том, что ради успеха лечения врачу должен по мере сил помогать сам пациент, выражена и в других текстах корпуса.

Врачебной этике посвящено соч. «О благоприличии» (Περὶ εὐσχημοσύνης), отражающее характерные темы софистических дискуссий 5 в. о мудрости, образе жизни, профессиональной честности; постулируется тесная связь медицины и философии, зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ равен богу (ἰσόθεος)». Один из основополагающих текстов по медицинской этике - «Клятва» (Ὄρκος, лат. Jusjurandum). По мнению Л. Эделыптейна, создана под влиянием пифагорейской (италийской) медицины, поскольку ее автор превыше всего ставит диету, затем лекарственные средства и требует отказаться от хирургии, запрещает давать яды и абортивные средства (врачи-гиппократики в своей практике использовали и то и другое), обоснование этой позиции можно найти только в пифагореизме 5 в. «Клятва», по названию сборника получившая название Гиппократовой, послужила исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.

Гиппократ и философия. С именем Г. историки медицины связывали идею отделения медицины от философии (см. Авл Корнелий Цельс, 1 в. до н. э., автор энциклопедии «О медицине»), обоснование самостоятельности медицины как особого знания. Ко времени Г. конфликт между натурфилософией, рассуждавшей о человеке наравне с любым природным явлением, и медициной обозначился достаточно определенно, в частности, он нашел отражение в соч. «О древней медицине» (Περὶ ἀρχαίης ἰητρικῆς) и «О природе человека» (Περὶ φύσιως ἀνθρώπου), в которых обличается редукционизм натурфилософов, попытки строить медицину на основе пустых «гипотез». Автор полемизирует с монизмом философских теорий, сводящих природу человека к одному элементу, и медицинских, постулирующих наличие в организме одной жидкости. Отстаивается приоритет знания частного перед знанием общего. «Если кто начнет рассуждать о том, что на небе или под землею, и говорить, что он знает, каково все это, - пишет автор «О древней медицине», - все-таки ни для него самого, ни для его слушателей не будет ясно, истинно это так или нет. Ведь нет ничего такого, исходя из чего можно это знать точно». Автор оспаривает утверждение о том, что медицинским искусством должен заниматься лишь тот, кто познал, «что такое человек, и как вначале он возник, и из чего составлен», и полагает, что ясное познание природы дает именно медицина. Ее же интересует, «что такое человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему, и как действует на него все это» (De pr. med. 20). Медицинское знание, т. обр., - это прежде всего практическое знание полезного и вредного для человека, будь он болен или здоров; для тех и для других врач предписывает свою διαίτη, диету и образ жизни, - для «питания, здоровья и спасения».

Трактаты Гиппократовского корпуса внесли значительный вклад в развитие наук о человеке, которым в философии сер. 5 - нач. 4 в. до н. э. уделялось особое внимание. В соч. «О природе человека» обсуждаются наиболее общие всем людям врожденные свойства (= «человеческая природа»), знание которых позволяет врачу сделать верный диагноз и провести успешное лечение конкретного больного; здесь же разработана т. н. гуморальная теория (от лат. humor, греч. ὑμός, сок, жидкость) и определены 4 основные жидкости организма: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Автор трактата подчеркивает, что без учета влияния внешней среды нельзя составить верное впечатление о человеке; так, в ритме времен года 4 основные жидкости природного состава человеческого тела в пропорциональном соотношении меняются.

«О воздухе, водах и местностях» (Περὶ ἀέρων, ὑδάτων, τόπων) - одно из первых сочинений по медицинской климатологии; его автор, по-видимому странствующий врач-профессионал, проводит идею о влияниии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Он утверждает, что физические и духовные различия между народами Европы и Азии также вызваны климатом: умеренный климат Азии порождает более красивые и рослые народы, более мягкие и менее воинственные по сравнению с европейцами. Кроме климата на народы и их нравственность влияют законы: в Европе политический режим свободной демократии противоположен деспотическому режиму в странах Азии, так что европейцев отличает личное воинское мужество, а азиатов - трусость. Значима мысль о том, что закон может менять характер людей и противодействовать влиянию климата: напр., греки, живущие в Мал. Азии при политическом режиме европейского типа, храбрее азиатов. (Ср. аналогичные рассуждения о европейцах, азиатах и греках у Аристотеля в «Политике», Polit. VII, 6.) В предисловии к трактату высказана мысль о важности изучения врачом метеорологии и астрономии, влияющих на течение некоторых заболеваний. Само слово ἀστρονομίη употреблено впервые в греческой литературе в Hippocr. De aère 2, 17.

В сочинениях Гиппократовского корпуса впервые подробно обсуждаются такие понятия, как φύσις-природа, δύναμις-сила, εἶδος-вид, идея, которые широко используются в последующей философской традиции. Известная по софистической полемике оппозиция «природа-закон» также четко зафиксирована у врачей-гиппократиков (De aère 14; De pr. med. 2; 5). Традиционный предмет интереса ученых - выяснение сходства высказанных в сочинениях Гиппократова корпуса натурфилософских подходов и до-сократовской традиции. Корпус объединяет учения, весьма разные по своим установкам; так, в «О ветрах» принята «пневматическая» теория (см. пневма), имеющая истоки в учении Диогена Аполлонийского, а в «О природе человека» - гуморальная. Признается, что основанием гиппократовской гуморальной патологии послужили учения Алкмеона Кротонского о здоровье как равновесии сил (δυνάμεις) (у Алкмеона речь шла не о 4 соках, а о первичных качествах: влажном, сухом, холодном, горячем, горьком, и т. д.), а также учение Эмпедокла о 4 элементах.

Соч. «О священной болезни» (Περὶ ἱερῆς νόσου), написанное не позднее нач. 4 в. до н. э., посвящено эпилепсии и разъяснению естественных причин ее возникновения. Предполагается, что болезнь, имеющая естественные причины своего возникновения, может быть излечима врачебным искусством, а не магическими практиками ритуальных «очищений», «заговоров», особой диетой и системой табу. Кроме того, в тексте высказано мнение о том, что мышление, чувство печали, радости, страха и другие душевные проявления напрямую связаны с мозгом и при его поражении исчезают. Автор трактата пытается не только выяснить роль мозга в возникновении эпилептических припадков, но и указать на его ведущую роль в процессе мышления (De morb. sacr. 14, 18-19; 17, 1). Автор указывает на связь природы сознания с природой воздуха, из которого мозг черпает силу мысли (ср. учение о воздухе Диогена Аполлонийского).

В Гиппократовском корпусе сохранился один из первых в истории античной философии текст, затрагивающий культурологический вопрос о развитии человечества. В 3-й главе «О древней медицине» содержится рассуждение о возникновении медицины в связи с эволюцией человечества от дикого состояния к цивилизованному (сопоставить ее можно с известными по пересказам теориями развития человечества Протагора и особ. Демокрита и Архелая). Во введении к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (Diod. Sic. I 8, 6-7) излагается теория, восходящая, по-видимому, к Демокриту, согласно которой первобытные люди ценой гибели более слабых, благодаря длительному опыту обретают блага цивилизации, в частности искусство приготовления пищи (у автора-гиппократика) и умение сохранять пищу на зиму (у Диодора).

Гиппократ и Платон. Медицинские взгляды Г. были известны Платону, который в некоторых своих сочинениях обсуждает гиппократов-ский метод (см. «Федр» 270cd, «Законы» 857cd), являясь, т. обр., одним из наиболее ранних независимых источников о Г. В «Федре» Платон говорит о мнении Г., согласно которому тело следует изучать в контексте «всей природы», с чем связывает необходимость такого же метода изучения души. В пассаже из «Законов» также говорится о «природе тел вообще». Затруднения, связанные с поиском в корпусе Гиппократовых сочинений соответствующего текста, приводили 1) к сомнению в адекватности изложения Платона, 2) гипотезе об утрате сочинения Г., известного Платону; было высказано также предположение о том, что Платон имел в виду соч. «О воздухе, водах и местностях».

В «Письмах» Г., представляющих позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» как скептический взгляд философа на обыденные представления.

В 1-й пол. 2 в. н. э. новое издание сочинений Г. осуществил Артемидор Капитон. Тексты Гиппократовского корпуса комментировали многие философы и ученые Античности, Средневековья и Возрождения. В Античности начало экзегетической традиции было положено Герофилом Александрийским (ок. 300 до н. э.), венцом ее стало творчество Галена (129-210 н. э.). Благодаря его авторитетным комментариям и трудам (ср. особ. соч. «О мнениях Гиппократа и Платона») Г. на столетия получил всеобщее признание как «отец медицины» и философ.

Соч.: Oeuvres complètes d'Hippocrate. Par É. Littré. Vol. 1-10. P., 1839-1861 (repr. Amst, 1961-1973); Hippocrates Collected Works. Engl. tr. by W. H. S. Jones. L., 1984. Рус. пер.: Гиппократ. Избранные книги. Пер. В. И. Руднева, вступ. ст. В. П. Карпова. М., 1936 (19942); Гиппократ. Сочинения. Т. 2-3. М., 1941-1944; Гиппократовская школа (избранные отрывки), - ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 552-570.

Индексы и справочн. изд. : KühnJ. \#., Fleisher U. Index Hippocraticus. Vol. 1-4. Gott., 1986-1989; Maloney G., Frohn W. Concordance des oeuvres hippocratiques. Vol. 1-5. Québec, 1984; Maloney G. Indexes inverses du vocabulaire hippocratique. Québec, 1987; Fichtner G. Corpus Hippocraticum. Verzeichnis der hippocratischen und pseudohippocrati-schen Schriften. Tüb., 1992.

Лит.: Gillespie С. M. The Use of εἶδος and ἱδέα in Hippocrates, - CQ 6,1912, p. 179-203; Edelstein L. Hippokrates, - RE Suppl. VI, 1935, col. 1290-1345; Pohlenz M. Hippokrates und die Begründung der wissenschaftlichen Medizin. В., 1938; Edelstein L. The relation of ancient philosophy to medicine, - BullHistMed 26, 1952, p. 299-316 (repr.: Ancient medicine. Ed. O. Temkin. Baltm., 1967); Joly R. La question hippocratique et la témoinage du «Phèdre», -REG74, 1961,p. 69-92; Heinimann F. Eine vorplatonische Theorie der τέχνη\, - MusHelv 18, 1961, S. 105-130; Plamböck G. Δύναμις im Corpus Hippocraticum, - AAWM/GS 2, 1964, S. 63-110; Schöner E. Das Viererschema in der antiken Humoralpathologie. Wiesb., 1964; MansfeldJ. The pseudo-Hippocratic tract ΠΕΡΙ ΕΒΔΟΜΑΔΩΝ eh. 1-11 and Greek Philosophy. Assen, \91l;LloydG. Ε. ^ The Hippocratic Question,-Cg 25,1975,p. 171-192; JouannaJ. La collection hippocratique et Platon, - REG 90, 1977, p. 15-28; Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y.; L., 1979; MansfeldJ. Plato and the Method of Hippocrates, - GRBS 21, 4, 1980, p. 341-362; Longrigg J. Presocratic Philosophy and Hippocratic Medicine, - JHistSci 27, 1, 1989, p. 1-39; EijkPh. J. van der. The Theology of the Hippocratic Threatise «On the Sacred Disease», -Apeiron 23,2,1990, p. 87-119; Temkin O. Hippocrates in a World of Pagans and Christians. Baltm.; L., 1991; Jouanna J. Hippocrate. P., 1992 (рус. пер.: Жуана Жак. Гиппократ. Р./Д., 1997); LongriggJ. Greek rational medicine. Philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L.; N. Y., 1993; Ковнер С. История медицины. Вып. 2. Гиппократ. К., 1880-1882; Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367; Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997, с. 13-47 («Греческая медицина как Пайдейя»); Трохачев С. Вступительная статья, - Гиппократ. Этика и общая медицина. Пер. В. И. Руднева. СПб., 2001.

Материалы симпозиумов, сборники статей: Hippocratica. Actes du Colloque Hippocratique de Paris 4-9 Sept. 1978. Ed. M. D. Grmek. P., 1980; Formes de pensée dans la Collection Hippocratique. Actes du IV. Colloque International Hippocratique. Edd. F. Lasserre, P. Mudry. Gen., 1983; Hippokratische Medizin und antike Philosophie. Verhandlungen des VIII. Intern. Hippokrates-Kolloquium. Edd. R. Wittern, P. Pellegrin. Hldh.; Ζ.; Ν. Υ., 1996; ENTRETIENS 43. Médecine et morale dans l'antiquité. Prép. et présides par H. Flashar et J. Jouanna. Vandv.; Gen., 1997.

Библ.: Maloney G., Savoie R. Cinq cents ans de bibliographie hippocratique 1973-1982. Quebec, 1982.

М. А. СОЛОПОВА

В начало словаря