Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Античная философия. Энциклопедический словарь
ГИЕРОКЛ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ГИЕРОКЛ

ГИЕРОКЛ (Ἱεροκλῆς) (кон. 1 в. - 1-я пол. 2 в. н. э.?), философ-стоик, известен как автор соч. «Основы этики». По совокупности косвенных данных принято считать, что Г., скорее всего, тождествен упомянутому Авлом Геллием Гиероклу-стоику, «человеку достойному и авторитетному» (Gell. N. Alt. IX 5, 8).

Вопрос о составе и объеме сочинений Г. далек от ясности. 1) Суда (s. ν. Ἐμποδών; Λέσχη) сообщает, что некоему Г. принадлежал трактат Φιλοσοφούμενα (по меньшей мере в 2 кн.), и приводит из него высказывания. 2) В папирусе конца 2 в. н. э. под именем Г. сохранилась начальная часть (12 колонок текста, местами с большими лакунами) сочинения «Основы этики» (Ἠθικὴ στοιχείωσις). 3) У Стобея (I 3, 53 ел., III 39, 36 ел., IV 22а ел.) содержатся фрагменты Г. паренетического характера, снабженные тематическими заголовками.

По мнению первых исследователей Г. (Прехтера и фон Арнима), перечисленные тексты принадлежат одному автору (а именно Г.-стоику в отличие от Г.-неоплатоника, которому часто приписывались) и, возможно, относятся к одному трактату («Философуменам» или «Основам этики»). Его структура предположительно реконструируется следующим образом: 1-я часть в 2-х кн. (теоретическая этика) - текст папируса; 2-я часть (практическая этика) - тексты Стобея и Суды. Современные исследователи критически относятся к гипотезе одного трактата, но согласны, что тексты принадлежат Г.-стоику.

Представленное в тексте папируса этическое учение важно для реконструкции раннестоической школьной нормы. Основы этики выводятся автором из первичной природной склонности (πρῶτον οἰκεῖον) живого существа (col. I 2 ел.). Новорожденной душе присущи две способности: ощущение и влечение, благодаря которым живое существо немедленно «узнает» свои потребности и начинает «ощущать само себя»» (αἰσθάνεται ἑαυτοῦ - 132 ел.). С помощью «самоощущения» (συναίσθησις) живое существо безошибочно распознает состояния собственного организма и «оценивает» их с точки зрения удовольствия/неудовольствия (чувство здоровья или болезни, голода или насыщения, угрозы или безопасности и т. д. - II 1 ел.). Благодаря «симпатии» души и тела (IV 10 ел.), самовосприятию (ἑαυτοῦ ἀντίληψις) и способности ощущения оно контролирует себя и свои ощущения - зрительные, слуховые, вкусовые и т. д. (V 47 ел.). Эта «ведущая, главенствующая сила» (δύναμις ἡγεμονικὴ, ἀρχική) позволяет ему воспринимать самого себя в отличие от окружающего мира (VI 10 ел.), сообразовываться со своими потребностями и состояниями (οἰκειοῦσθαι ἑαυτῷ) и добиваться главной цели -самосохранения (σωτηρία) и максимально устойчивого существования (VI 52 ел.; VII47 ел.). Далее, насколько можно судить (текст сильно поврежден), речь идет о разумных существах. Хотя первичная склонность есть прежде всего инстинктивная эгоистическая любовь к самим себе (φιλαυτία), человек, подобно многим животным, чувствует потребность заботиться о потомстве и, в более широком смысле, о себе подобных, поскольку является «животным социальным» (ζῷον συναγελαυστικόν) (ΧΙ 15 сл.). Из этого расположения у разумного существа развивается представление об обязанностях по отношению к самому себе и ближним.

Изложением учения об обязанностях и являются сохранившиеся у Стобея тексты, которые представляют собой типичные паренетические топы, близко напоминающие Музония Руфа и Эпиктета. 1) «Как относиться к богам» (Τίνα τρόπον θεοῖς χρηστέον - Stob. I 3, 53 ел.; II 9, 7): следует подражать совершенной добродетели богов, не считать их виновниками зла, но признавать их право справедливо наказывать людей различными бедствиями. 2) «Как относиться к отчизне» (Πῶς πατρίδι χρηστέον - III 39, 34 ел.): отчизну следует почитать и защищать, уважать ее законы и обычаи, ибо без этого нормальная жизнь человека невозможна. 3) «О браке» (Περὶ γάμου - IV 22 а, 21 ел.): по сравнению с растениями и животными человек обладает разумом, позволяющим ему точнее избирать полезное для себя; на этой способности и основан брак, - природное установление, проистекающее из естественной «симпатии» между мужчиной и женщиной и служащее первичной основой и источником воспроизведения общественной жизни. 4) «Как относиться к родителям» (Πῶς χρηστέον τοῖς γονεῦσιν - IV 25, 53): родителей следует почитать как благодетелей и самых близких по природе людей. 5) «О дружеском расположении» (Περὶ φιλαδελφίας - IV 27, 20: природа требует относиться к людям дружелюбно и помогать им. 6) «Как относиться к ближним» (Πῶς συγγενέσι χρηστέον - IV 27, 23): расположение к ближним распространяется концентрическими кругами - сначала на родителей, детей и ближайших родственников, затем - на жителей селения, города, государства и, наконец, на все человечество (κύκλος τοῦ παντὸς ἀνθρώπων γένους). 7) «Домоводство» (Οἰκονομικός - IV 28, 21): мужчина и женщина должны выполнять обязанности, соответствующие их природному устройству и предназначению.

Можно предположить, что дошедшие под именем Г. разрозненные тексты действительно относятся к одному трактату, который был задуман как систематическое и вместе с тем популярное изложение всей стоической этики. Судя по всему, учебник Г. включал также элементы антиэпикурейской полемики (ср. цитату, сохраненную Авлом Геллием: «Считать наслаждение целью - достойно разве блудницы. Но отрицать промысл - даже и блудницы недостойно» (Gell. N. Att. IX 5, 8)). Объединение теоретической и практической этики (при большом внимании к последней) характерно для авторов позднего периода Стой (ср. Sen. Ер. 94-95).

Тексты: Ethische Elementarlehre (Pap. 9780) nebst den bei Stobaeus erhaltenen ethischen Exzerpten aus Hierokles. Bearb. v. H. von Arnim. В., 1906; Elementi di etica. Edd. G. Bastianini, A. A. Long, - CPF I, 1**, 1992.

Лит.: Praechter К. Hierokles der Stoiker. Lpz., 1901; InwoodB. Hierocles. Theory and argument in the second century A.D., - OSAPh 2, 1984, p. 151-183; Badalamenti G. Ierocle stoico e il concetto di συναίσθησις, -ADFF3, 1987, p. 53-97; Isnardi Parente M Ierocle stoi-co. Oikeiosis e doveri sociali, - ANRW II 36, 3, 1989, p. 2201-2226; Long A. A. Hierocles on Oikeiosis and Self-Perception, - Hellenistic Philosophy. Ed. by К. J. Boudouris. Vol. 1. Ath., 1993, p. 93-104 (= Long A. A. Stoic Studies. Berk.; L.Ang.; L., 1996, p. 250-263); Delle Donne V. Sulla nuova edizione délia Ἠθικὴ στοιχείωσις di Ierocle Stoico, - SIFC 13, 1995, p. 29-99; Long A. A. Notes on Hierocles Stoicus apud Stobaeum, - ΟΔΟΙ ΔΙΖΗΣΕΩΣ. Le Vie délia ricerca. Studi in onore di F. Adorno. Fir., 1996, p. 299-309.

А. А. СТОЛЯРОВ

В начало словаря