Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЛОТМАН, ЮРИИ МИХАИЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЛОТМАН, ЮРИИ МИХАИЛОВИЧ

ЛОТМАН, Юрии Михаилович (1922-1993)

культуролог-семиотик, искусствовёд, литературовед. Окончил филологический факультет Ленинградского университета. Преподавал в Тартусском университете, позднее заведовал в нем кафедрой русской литературы. Защитил кандидатскую диссертацию «А. Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Карамзина» (1951, Тарту), а спустя Юлет - докторскую «Пути развития русской литературы преддекабристского периода» (1961, Ленинград). По его инициативе с 1964 г. стал выходить семиотический альманах «Труды по знаковым системам», положивший начало интенсивному развитию тартусско-московской семиотической школы, лидером которой стал Лотман. Труды Лотмана получили широкое признание международной научной общественности: он был избран вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики, действительным членом АН Эстонии, Норвежской и Шведской Академий, членом-корреспондентом Британской Академии. В г. Бохум (Германия) существует научно-исследовательский институт русской и советской культуры им. Ю. М. Лотмана.

Основные труды: «Структура художественного текста» (1970); «Анализ поэтического текста», «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» (1973); «Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий» (1980); «Александр Сергеевич Пушкин» (1982); «Сотворение Карамзина» (1987); «Культура и взрыв» (1992) и др.

Текст как семиотическая реальность. В начале 1970-х, с выходом в свет книги «Структура художественного текста» Лотман фактически открыл собственное направление в эстетике. С одной стороны - это было продолжение традиций русской формальной школы, а с другой - выход на новый уровень, где эстетически ориентированное литературоведение трансформировалось в фундаментальную гуманитарную дисциплину - семиотику искусства. Для последней было важным то, что эстетический язык не оставался предоставлен самому себе в качестве самодостаточной системы знаков, а рассматривался погруженным в историю и социальность. Таким образом, в исследованиях Лотмана явственно обнаружилась, а затем и прочно утвердилась отчетливая социологическая интенция.

Лотман рассматривал культуру в целом и литературу в частности как совокупности текстов, обладающих знаково-символическими свойствами и разнообразными семиотическими механизмами, позволяющими надстраивать смысловые конструкции над естественно-языковыми основами первичных знаковых систем. Понятие культурного текста трактовалось Лотманом предельно широко и позволяло привлекать в процессе культурологического анализа духовных форм познавательные ресурсы самых разных социогуманитарных дисциплин. В совокупности текстов он видел смыслопорождающие устройства, образующие особую культурную реальность - семиосферу. Будучи иерархически организованной системой семиотических пространств, культурных кодов, текстовых блоков и информационных потоков, семиосфера обеспечивает коммуникативные связи между культурными субъектами, позволяет взаимодействовать различным формам и типам культур. Ее структуры - это ядро, а ее существование - пульс бытия культуры каксоциоди- намической целостности.

Лотман считал неоправданной позицию семиотиков, предпочитавших понятие «код» понятию языка (Р. О. Якобсон и др.). Он видел, что в термине «код» присутствуют представление о семиотических структурах как искусственных, сугубо конвенциальных, условных, возникших в результате неких договоренностей. При этом оставалась «за скобками» живая история, духовно-социальная жизнь, питающая все языковые структуры.

Семиотическая (знаковая) коммуникация в художественно-эстетической сфере. Семиотическая коммуникация имеет эстетическую, познавательную, общекультурную ценность только в тех случаях, когда между взаимодействующими автономными единицами нет полного тождества. В условиях же тождества ничего нового не возникает, участники взаимодействия не обогащают друг друга. «Неадекватность агентов коммуникации превращает сам этот факт из пассивной передачи в конфликтную игру, в ходе которой каждая сторона стремится перестроить семиотический мир противоположной по своему образцу и одновременно заинтересована в сохранении своеобразия своего контрагента» (Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. Предварительная публикация. - М., 1977.- С. 13). Эстетическая новизна в понимании любого текста является переменной семиотической величиной, зависящей как от содержания самого текста, так и от тех ролей, которые играли, играют и будут играть их создатели и реципиенты-потребители. Множество формальных и содержательных, смысловых и аксиологических несовпадений на входах (при создании текста) и на выходах (при его потреблении) рождают бесконечное число продуктивных по своей сути семиотических конфликтов, все участники которых остаются в выигрыше.

Лотман обращает внимание на особый семиотический статус художественной речи, которая, в отличие от нехудожественной, содержит установку на культивирование ее формы. Художественность содержит в себе семиотический потенциал, который выводит динамику развертывания текста за пределы механического автоматизма, придает информативности дополнительную энергетику.

Новая эстетическая и др. информация способна возникать двумя основными способами - через коммуникацию (извне) и аутокоммуникацию (изнутри). Современная культура предполагает, что человек обязан потреблять огромное количество текстов, вводить их содержание в пределы собственного духовного мира и тем самым обогащать его, повышать собственный уровень духовности. Однако, возможен и другой путь. В средние века, в традиционном обществе человек может всю жизнь читать одну и ту же книгу - Библию. Размышления над библейским текстом, погружения в его содержание способны обогащать духовно «я» читателя нисколько не меньше, чем поглощение все новых и новых, ранее незнакомых текстов. Здесь художественные, религиозно-эстетические сообщения не столько дают новую инфрмацию (она может быть давно воспринята и прочно пребывать в памяти в результате многократных перечитываний), сколько создают благоприятные условия для того, чтобы читатель мог прислушаться к самому себе и черпать до сих пор не реализованные резервы из глубин своего духа. В результате читатель превращается в творца, а канонический, внешне неизменный текст выказывает свою способность постоянно пребывать в состоянии информационной активности. При этом и сама информация может изменяться в восприятии читателя и его «я», может внутренне перестраиваться без внешних информационных контактов с другими текстами.

Семиотика прекрасного в бытовом и праздничном поведении. Лотман проявил подлинное теоретическое новаторство обратившись к российской действительности и культуре XVIII-XIX вв. как предмету семиотического анализа. Это позволило ему в давно известных историкам и литературоведам социальных и культурных фактах выявлять такие смысловые аспекты, грани, оттенки, которые прежде ускользали от внимания исследователей. Анализируя феномен праздничных парадов эпохи Павла I, Лотман формулирует определение прекрасного, которое господствовало в сознании императора и соответствовало петербургской эстетике «умышленности» и регулярности: «Прекрасное равносильно выполнению правил, а отклонение от норм, даже малейшее, воспринимается как эстетически безобразное и наказуемое в дисциплинарном порядке. Высший критерий красоты - "стройность", то есть способность различных людей двигаться единообразно, согласно заранее предписанным правилам. Стройность и красота движений интересует здесь знатока больше, чем сюжет. Вопрос: "Чем это кончится?" - и в балете, и на параде приобретает второстепенное значение» (Лотман Ю. М. Из истории русской культуры. - М., 1996. - С. 194).

Соч.: Александр Сергеевич Пушкин. - М., 1982; Анализ поэтического текста. - Д, 1972; Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994; В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М. 1988; Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996; Культура и взрывы. - М., 1992; Письма. 1940-1993. - М., 1997; Семиосфера. - СПб., 2000; Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин, 1973; Сотворение Карамзина. - М., 1987; Структура художественного текста. - М. 1970.

Лит.: Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. - М., 1999; Лотмановский сборник. Вып. 1, 2. -М., 1995-1997.

В начало словаря