Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЛОССКИЙ, НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЛОССКИЙ, НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

ЛОССКИЙ, Николай Онуфриевич (1870-1965)

русский религиозный философ. Учился на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета, где остался преподавать, стал приват-доцентом, а в 1916 г. профессором. После изгнания их Советской России в 1922 г. преподавал в ряде университетов Европы. С 1947 г. по 1950 г. был профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Главные труды: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903), «Обоснование интуитивизма» (1906), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Конкретный и отвлеченный идеал-реализм» (1922), «О единстве церкви. Проблемы русского религиозного сознания» (1924), «Свобода воли» (1927), «Русская философия в XX веке» (1931), «Ценность и бытие» (1931), «Типы мировоззрений. Введение в метафизику» (1931), «Диалектический материализм в СССР» (1934), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Условия абсолютного добра» (основы этики)» (1949), «История русской философии» (1951), «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953), «Характер русского народа» (1957) и др.

Лосский внес значительный вклад в развитие интуитивистского метода. Он рассматривал интуитивное познание в его религиозно-нравственной, художественноэстетической и метафизической формах как высшую форму познавательной активности человека, восходящую к абсолютному нормативно-ценностному первоначалу - Богу, являющемуся средоточием всего сущего и должного. Интуитивизм предполагает, что предмет познания может быть дан человеку непосредственно в своем подлинном виде. Человек имеет возможность постигать не копии и отражения, а прикасаться своим духом к самим вещам.

В результате ему открывается единство существования вещи и ее смысла, что вместе составляет ее ценность.

В иерархии жизненных ценностей ее вершиной является абсолютная, безусловная первоценность - Бог, вбирающая в себя всю полноту бытия. Человек, будучи творением, получает от Творца способность быть причастным к Нему через ценности любви, добра, красоты, истины. Обладая свободой выбора, пребывая на распутье, откуда ведут два пути - один в царство духа, а другой в мир вражды, - человек, ведомый Богом, выбирает первый. В результате перед ним открывается Царство Божие, где уже нет онтологического разрыва между Творцом и его творениями.

На рубеже 1930-1940-х гг. Лосский создал свой главный труд по эстетике «Мир как осуществление красоты». Идеи этого труда составили основу лекционного курса «Христианская эстетика», который он читал в Нью-Йоркской Свято-Владимирской Духовной академии во второй половине 1950-х гг. Лосский называл себя представителем эстетического абсолютизма, т. к. исходил из идеи абсолютности красоты и считал несостоятельными концепции эстетического релятивизма и психологизма, в которых утверждается относительность прекрасного. Он исходил из того, что эстетика, будучи философской дисциплиной, имеет своим предметом мировое целое, поскольку в нем осуществляются полярности красоты и безобразия. Мир состоит из великого множества личностей, обладающих творческими способностями. Те из них, кто руководствуется любовью к Богу, устремлены к Царству Божиему, участвуют в соборном творчестве. «Соборность творчества состоит не в том, что все деятели творят однообразно одно и то же, а, наоборот, в том, что каждый деятель вносит от себя нечто единственное, своеобразное, неповторимое и незаменимое другими тварными деятелями, т. е. индивидуальное, но каждый такой вклад гармонически соотнесен с деятельностями других членов Царства Божия и потому результат их творчества есть совершенное органическое целое, бесконечно богатое содержанием» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998. - С. 25). Поэтическим, музыкальным или каким-либо иным произведениям соборного творчества присуща высшая степень органической целостности. В них каждый элемент гармонически соотнесен с другими элементами и со всем целым. Все это вместе составляет существенный момент присущей таким произведениям красоты. Однако не все люди способны у соборному творчеству. Те, кто эгоистичен и любит себя больше, чем Бога, кто пребывает в состоянии духовной обособленности отдругихлюдей и Бога, они не в состоянии достичь абсолютной полноты бытия. Их поступки и переживания лишены цельности, раздвоены, а создаваемые ими произведения не способны доставлять совершенного удовлетворения, являя собой образцы «ущербленной красоты».

Одним из основоположений своей эстетической концепции Лосский считал тезис о том, что применительно к человеку не существует ни чисто физической, ни чисто духовной красоты. В его представлении красота есть ценность конкретного целого, в котором присутствуют начала духовности, душевности и телесности.

Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. - СПб., 1903; Обоснование интуитивизма. - СПб, 1906; Введение в философию. - СПб., 1911; Интуитивная философия Бергсона. - М., 1914; Мир как органическое целое. - М. 1917; Основные вопросы гносеологии. - Пг., 1919; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм. 1922; О единстве церкви. Проблемы русского религиозного сознения. 1924; Свобода воли,- Париж, 1927; Русская философия в XX веке. 1931; Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. - Париж, 1931; Типы мировоззрений. Введение в метафизику. -Париж, 1931; Диалектический материализм в СССР. - Париж, 1934; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995; Условия абсолютного добра (основы этики). - Париж, 1949; История русской философии. 1951; Достоевский и его христианское миропонимание. 1953; Характер русского народа. - Франкфурт-на-Майне, 1957; Воспоминания. - Мюнхен, 1968; Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М. 1998.

Лит.: Гайденко П. П. Иерархический персонализм Н. О. Лосского //Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995; Старченко Н. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. - М., 1991.

В начало словаря