Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
КОМИЧЕСКОЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

КОМИЧЕСКОЕ

Комическое - эстетическая категория, обозначающая все то, что является противоположностью серьезного и трагического в жизни и искусстве и что порождает у человека характерную психологическую реакцию в виде улыбки, смеха, хохота. Основанием комического является обнаружившееся противоречие между сутью чего-либо и ее проявлениями, отклоняющимися от этой сути. Случайные или закономерные, эпизодические или систематические девиации (отклонения) характеризуются в категориях либо юмора, либо сатиры. Смех связан с чувством удовольствия, испытываемым человеком при виде того, как девиация, свидетельствующая о физическом иди духовном несовершенстве кого-либо, достигает степени, достойной осуждения, но еще не вызывающей отвращения или ужаса. Предметом осмеяния, как утверждал еще Цицерон, не могут быть серьезные пороки и преступления. Они заслуживают предельно серьезного реагирования и сурового наказания, а расслабляющий смех неуместен по отношению к ним. Смех должен быть разумно избирателен и милосерден. Его предметом «могут быть те слабое, какие встречаются в жизни людей, не слишком уважаемых, не слишком несчастных и не слишком явно заслуживающих казни за свои злодеяния» (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972. - С. 59).

Философы нового и новейшего времени рассматривали смех в контексте психофизиологических понятий. Р. Декарт относил его к физиологическим аффектам. Т. Гоббс считал его проявлением страсти человека к подчеркиванию своего превосходства над кем-либо, над чьими-либо слабостями. Б. Спиноза квалифицировал смех как эмоцию удовольствия и веселого торжества, испытываемую человеком в тех случаях, когда он обнаруживает в предмете своей ненависти нечто, достойное пренебрежительного отношения. И. Кант определял смех как психологический аффект, возникающий в результате внезапной разрядки напряженного ожидания и его превращения в ничто. Г. В. Гегель видел в смехе характерное проявление бесконечной самоуверенности индивидуальной субъективности, способной в процессе осмеяния возвыситься над чем угодно. Для Ф. Ницше смех - остаточная форма страха, возникающая в тех случаях, когда нечто пугающее мгновенно рассеивается и оказывается совершенно безопасны, сообщая человеку чувство облегчения и веселя его.

Чаще всего категория комического разворачивается во всей полноте своих эстетических возможностей применительно к повседневности обыденных нравов, к различным проявления человеческого несовершенства. Не случайно Н. Буало считал, что только низкие жанры предоставляют наибольший простор для всех форм комического.

Лит.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М. 1965; Бергсон А. Смех. -М., 1992; Борев Ю. Комическое. -М. 1979; Дземидок Б. О комическом. - М., 1974; Карасев Л. В. Философия смеха. - М. 1996; Лихачев Д С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. -Л., 1964; Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. -М., 1976; Спиридонова Л. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. - М. 1999.

В начало словаря