Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

1) система богословско-философских и художественно-эстетических принципов, организующих, направляющих творческое сознание художников, пребывающих в лоне католической Церкви;

2) обширная сфера художественно-эстетических ценностей, чье содержание полностью вписывается в нормативные рамки католического вероисповедания. Исторической точкой отсчета, с которой берут свое начало католическое искусство и католическая эстетика, явился 1054 г., когда произошло официальное размежевание западной (католической) и восточной (православно-византийской) церквей. На протяжении последующего тысячелетий католицизм обрел собственную эстетику, архитектуру, скульптуру, живопись, литературу, музыку. Сложились основные каноны, принципы, общие стилевые правила, которым подчинялось художественно-эстетическое сознание создателей произведений искусства, заказчиков и потребителей. С особой отчетливостью они обозначились после того, как в результате Реформации от католичества отделился и обособился в самостоятельную сферу протестантский художественно-эстетический мир. Наиболее благоприятная социальная среда, внутри которых все это происходило, существовала в тех государствах, где католичество имело статус доминирующего вероисповедания, - Италии, Франции, Испании, Португалии, Польше и др.

Основные особенности католической эстетики и католического искусства.

Иконофилия (иконопочитание) - повышенное внимание к изобразительным формам религиозного искусства, систематическое и целенаправленное использование способности художественных образов обслуживать религиозные потребности христиан.

Культ Богоматери и святых.

Традициоализм предметного художественно-эстетического мышления, выражающийся в почитании материально-художественных реликвий, обслуживающих обрядово-ритуальную деятельность католической церкви.

Дух готовности к постоянному оппонированию и дискутированию с византийско-православными и протестантскими художественно-эстетическими ориентациями и принципами. Это проявляется в повышенном динамизме содержания и в особой композиционной напряженности формы большей части произведений искусства.

Дух напористой трансгрессивности, проявляющийся в наступательной патетике, скрыто или явно присутствующей в позиции католического художника.

Сочетание начал мистичности и натурализма как характерная стилевая особенность католического искусства, выражаю- и д щаяся в необыкновенном жизнеподобии его образов и одновременно в их повышенной, экстраординарной одухотворенности. Яркими образцами подобных сочетаний служат шедевры мастеров итальянского Возрождения - Леонардода Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буона- ротти, Тициана, Веронезе и др., для которых чувственное и духовно-созерцательное начала являлись не противоположностями, а двумя сторонами единого, целостного человеческого образа. То обстоятельство, что чувственный натурализм живописных и скульптурных изображений был одним из проявлений процесса секуляризации, постепенно охватывавшим западную культуру, мастера Возрождения еще имели в запасе достаточно духовных, творческих сил, чтобы в своих произведениях подчинять витальное начало принципам христианской сакральное.

В новое время принципы католической эстетики с достаточной отчетливость оказались представлены в литературе французского классицизма - у Н. Буало, Ж. Расина, П. Корнеля, Ж. Б. Мольера, Ф. Ларошфуко. В XVIII в. волна секуляризма привела к тому, что католические умонастроения утратили свою доминирующую роль в художественном сознании. Однако в XIX в. поражение Наполеона и последовавшая за ним эпоха реставрации Бурбонов привели к их возрождению. Это проявилось в творчестве Ф. Р. Шатобриана (1768-1848), А. М. Л. Ламартина (1790-1869), Ф. Р. Ламенне (1787-1854). Последние десятилетия XIX в. и начало XX в. ознаменовались произведениями целого ряда одаренных писателей и поэтов, близких католицизму, - П. Верлена (1844-1896), Л. Блуа (1846-1917), Ш. Пеги (1873-1914), Ф. Жамм (1868-1938). Середина XX в. отмечена творчеством П. Клоделя (1868- 1955), Ф. Мориака (1885-1970), Ж. Бернаноса (1888-1948), Г. Марселя (1889-1973) и др. В XX в., несмотря на засилие модернизма, продолжался процесс возрождения интереса западного творческого сознания к ценностям католического христианства.

Лит.: Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянской искусстве XVI века. (1520-1590). К проблеме кризиса итальянского гуманизма. - М., 1956; Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. - М., 1967; Литературные манифесты западноевропейских классицистов. -М., 1980; Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. - М., 1971; Моруа А. Литературные портреты. - М. 1970; Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958; ДеСзнкш Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. - М., 1963-1964; Griffiths Я. М. The raectionery revolution: The catholique revival in French literature: 1870-1914. - N. K, 1966.

В начало словаря