Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
КАНОН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

КАНОН

Канон (греч. kanon - правило, предписание)

совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства - архитектуры, живописи, музыки.

«Канон» Поликлета. Древнегреческий скульптор Поликлет (V в. до н. э.) вошел в историю искусства как создатель трактата «Канон» и скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») (432 г. до н. э.), явившейся практическим воплощением, наглядным примером теоретических, художественно-эстетических принципов, сформулированных в трактате. Находясь под влиянием учения Пифагора о присущей космосу гармонии числовых соотношений, Поликлет предпринял попытку взглянуть на человека в свете этих же принципов. Так у него появилась вначале умозрительная, а потом скульптурная бронзовая модель человеческого тела как целостности, подчиненной определенным числовым соотношениям. Поликлет был убежден, что его исчисления давали идеальную фигуру гармонично сложенного человека. Ее высота в переводе на современные единицы длины составляла 1 м 99 см. Голова относилась к общей высоте как 1 : 8. Пуп располагался строго посредине. Длина ступни составляла 1/6 от длины тела. Лицо делилось на три равные части - лоб, нос и подбородок. Профиль точно вписывался в квадрат, а общая линия лба и носа составляла прямую. Соблюдение всех этих соотношений рождало впечатление безупречного, абсолютного совершенства. Для своего «Дорифора» Поликлет придумал характерную позу перекрестной уравновешенности тела -устойчивой и вместе с тем динамичной. Эта поза («хиазм») свидетельствовала о физической и моральной силе изображенного человека, об его уверенности в себе и способности поддерживать гармоничные отношения с миром, космосом.

Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos- прекрасный; agathos- добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.

Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады - один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.

В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, - писал он, - это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны ... В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас. - М., 2001. - С. 82).

Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. - М. 1990.-С. 425).

Лит.: Ротенберг Е. От канона к стилю //Вопросы искусствознания. 1994. № 2-3; Соцреалистический канон. - СПб., 2000; Флоренский П. А. Иконостас. - М., 2001.

В начало словаря