Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
КЬЕРКЕГОР (KIERKEGAARD) СЁРЕН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

КЬЕРКЕГОР (KIERKEGAARD) СЁРЕН

КЬЕРКЕГОР (Kierkegaard) Сёрен (1813-1855)

датский религиозный мыслитель. Родился в Копенгагене в семье состоятельного торговца. Получил богословское образование. В 1841 г. защитил магистерскую диссертацию «Понятие иронии, с постоянным обращением внимания на Сократа». Основные сочинения: «Или - или» (1843), «Страх и трепет» (1843), диалектическая «Философские крохи или немножко философии Иоанна Лествичника» (1844), «Понятие о страхе, Вигилия Гафниенсиса - психологическое развитие вопроса о наследственном грехе» (1844), «Христианские речи» (1848), «Обучение христианству» (1850) и др.

На духовной биографии Кьеркегора отразилась коллизия, связанная с его несостоявшимся браком, от которого он сам, по своей воле отказался, и последовавшим за этим поступком душевным кризисом. Отличаясь с юных лет ярко выраженной богоискательской направленностью своей духовной жизни, Кьеркегор полностью погрузился в творчество, выказав, наряду с яркой одаренностью, еще и экстраординарную продуктивность, написавза десять с небольшим лет около восьмисот печатных листов различных текстов. При этом во всех своих работах он оставался христианским мыслителем.

Согласно Кьеркегору, все имевшие место попытки исторических, философских, этических обоснований христианства не достигали своих целей. Стремление Гегеля создать всеобъемлющую философию христианского мировоззрения привело лишь к тому, что возникла абстрактная, логическая конструкция. Но бытие, принадлежащее Богу, невозможно заключить в понятийную систему спекулятивных принципов и категорий. Отвлеченные философские рассуждения не приближают человека к Богу, а отдаляют от Него, препятствуют непосредственному труду души, ее упованиям на искупление и спасение.

Душа, уповающая на Бога, проходит за время своего земного пути три стадии - эстетическую, этическую и религиозную. На первой ступени она еще не имеет центра тяжести внутри себя, не располагает содержательной внутренней жизни и тянется, по преимуществу, к внешнему. На второй ступени это уже «этический человек», который способен нести в себе чувство и сознание нравственного долга, предопределяющего его внешнее поведение. Третья стадия духовного восхождения означает возникновение «религиозного человека», обнаруживающего в себе способность верить в Бога и видеть в этой вере смысл своего существования. Здесь становится возможным личное отношение к живому Богу, прямая, непосредственно-диалогическая связь с Ним. Личный опыт веры в Бога, его (опыта) экзистенциальная суть, имеющая все признаки истины, не поддается облачению в философско-понятийные конструкции.

Соч.: Кьеркегор С. Страх и трапет. - М. 1993.

Лит.: Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. - М.: Искусство, 1970.

В начало словаря