Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АКМЕИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АКМЕИЗМ

Акмеизм (от греч. акте - вершина, пик, наивысшая степень чего-либо)

понятие, введенное в художественно-эстетический язык в 1912 г. поэтами Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, предполагавшими, что оно в наибольшей степени подходит для обозначения того нового литературного направления, к которому они относили помимо себя таких петербургских поэтов, как А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич. В 1912-1913 гг. акмеисты издавали свой журнал «Гиперборей», давший их направлению еще одно название - гиперборейцы.

Эстетическая позиция поэтов-акмеистов была противоречивой. С одной стороны, они надеялись, что их направление явится достойным, обнадеживающим, перспективным выходом из того кризиса, в котором оказался русский символизм начала XX в. Творческие, эстетические принципы поэтов-символистов А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова представлялись им не соответствующими духу современной эпохи. Характерно название вышедшей в 1916 г. статьи В. Жирмунского об акмеистах: «Преодолевшие символизм». С другой стороны, акмеисты, несмотря на свой модернизм, охотно декларировали неразрывность тех связей, которые существуют между ними и классической эстетикой У. Шекспира (художественное проникновение во внутренний мир личности), Ф. Рабле (гимны жизнелюбивой, цветущей телесности), Ф. Вийона (трагизм существования, открытого и Богу, и пороку, и смерти и бессмертию). В результате возник причудливый синтез неоклассического и одновременно неоромантического характера, устремленный к достижению изысканной безупречности художественно-эстетических форм и нацеленный на высокие нравственные ориентиры, что в условиях модернистской расхристанности и декадентского имморализма требовало духовной отваги.

Лит.: Лекманов О. А. Книга об акмеизме. - М., 1996.

В начало словаря