Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
КАНДИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

КАНДИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАНДИНСКИЙ, Василий Васильевич (1866-1944)

русский художник, мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. Посещал Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушателя. В 30-летнем возрасте поехал в Мюнхен учиться живописи. Движимый интересом в достижениям европейской живописи, посетил Голландию, Швейцарию, Италию, Францию. Прошел через увлечения иконописью, фольклором. Принял участие в создании альманаха «Синий всадник», содержавшего программные установки эстетики модернизма. С 1914 г. по 1921 г. жил и работал в Москве, участвовал в выставках авангардной живописи, вооздании Института художественной культуры и Академии художественных наук. С 1921 г. жил в Берлине, Веймаре, а затем Париже. Главные теоретические работы: «О духовном в искусстве» (1912), «Ступени» (1913), «Точка и линия на плоскости» (1933).

Кандинский - одна из ключевых фигур культуры модерна, основоположник абстракционизма в живописи, создатель философско-эстетической концепции, обосновывающей принципы беспредметного искусства. Он создал оригинальную концепцию духовности, через которую вышел в сферу метафизических и космологических проблем художественного творчества. Используя визуальную эстетически-социологическую схему, Кандинский изображал сферу мировой духовной жизни в виде треугольника, поставленного на одну из сторон. Духовных интересов крайне мало в его нижней части, где широкие массы живут в основном насущными материально-практическими нуждами. Но чем выше, тем все более настойчивее начинают заявлять о себе духовные интересы. Одновременно сужается круглюдей, живущих ими. У самой вершины остаются единицы. Это художники, обладающие огромными духовными потенциалами, но обреченные на непонимание своего творчества массами, пребывающими внизу.

Треугольная схема имеет гибкие границы, реагирующие на динамику перемен, происходящих в социокультурной жизни человечества. Самые верхние, приближающиеся к вершине уровни могут с течением времен оседать и уступать место новым достижениям духовности и новым творческим группам и творческим индивидуальностям.

В истории мировой духовной жизни время от времени возникают социокультурные ситуации, когда ведущую роль начинают играть лица и ценности, находящиеся не вблизи вершины, а в нижней, приземленной части «треугольника». В такие эпохи господствующая роль переходит к умонастроениям атеизма, материализма, позитивизма, эстетического натурализма с его плоскими, бездуховными образами.

В кризисные периоды весь «треугольник» начинает вибрировать от исторических потрясений, содерживое верхних и нижних уровней перемешивается. В творческом сознании возникают новые, ранее никому не приходившие в голову комбинации идей, смыслов и ценностей. Происходит переоценка религиозных, философских, эстетических и других нормативов. Интенсифицируется духовная активность творческого сознания, которое погружается в напряженный поиск опорных пунктов для себя и своей деятельности. Не находя их во взвихренном кризисом социальном мире, оно погружается в себя и там, в глубинах самосознания, приоткрывающихся благодаря живописи, музыке, литературе, пытается обрести точки опоры. Это могут быть любые порождения души, в том числе образы, приходящие в сновидениях. Если они не имеют художественно-эстетической завершенности, сам художник может им придать таковую, достроив их таким образом, что они превратятся в произведение искусства, отвечающие его эстетическим критериям.

Соч.: Текст художника. -М., 1918; О духовном в искусстве. -Л., 1990.

Лит. : Машин Н. Кандинский и русская романтическая традиция // Вопросы искусствознания. 1993. № 1; СарабьяновД. В., Автономова Н. Б. Кандинский: путь художника. - М., 1994.

В начало словаря