Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ИСКУССТВО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ИСКУССТВО

Искусство - форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Это сфера, внутри которой генерируются и функционируют художественные образы, выступающие средствами миропонимания, духовного освоения мира, позволяющие человеку компенсировать ограниченность исключительно рационального познания.

Основным содержательным элементом произведения искусства являются художественные образы. Будучи полиморфными эстетическими структурами, они способны нести в себе, хранить и передавать от поколения к поколению богатый духовнопрактический опыт. Они выявляют в жизненной стихии существенные коллизии, фиксируют их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах произведения искусства или отдельного художественного образа духовная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в его центр содержательного противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма», удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих духовных императивов и нравственных идеалов.

В нормативно-ценностной структуре значительного по своим эстетическим качествам произведения обнаруживаются в явном или скрытом виде несколько содержательных уровней:

1) универсальные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;

2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;

3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых коллизий;

4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми воссозданными творческим сознанием противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя нормативно-ценностное целое.

В искусстве сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии социально-духовной реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации художественное сознание внимательнейшим образом исследовало с помощью доступных ему средств все то, что имело непосредственное отношение к духовной, религиозной, нравственной жизни человека и общества. Многие памятники искусства запечатлели переход от стихийности доморального хаоса к упорядоченности социоморального космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к цивилизованному социальному порядку. Они были свидетелями и участниками процессов раннего нормотворчества, в результате которых возникали, усложнялись и совершенствовались духовные регуляторы соци- альной жизни.

Искусство в процессе своего развития обнаружило способность изображать не только видимое, но и то, что находится за пределами чувственного восприятия. Время от времени появлялись художники, способные создавать произведения в жанре «сквозящего реализма», проникающие сквозь внешнее и очевидное в запредельные сферы и тайные смыслы бытия, усматривающие «за реальным реальнейшее». Каждый мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы образы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в эстетические формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла, веры и неверия. Стимулируя подобные размышления, искусство выполняет свою важнейшую функцию - служить гармонизации отношений человека с миром. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Безальтернативное получает альтернативу. Отсюда возрастание этических оценок в искусстве. Именно благодаря большей свободе искусство как бы оказывается вне морали. Оно делает возможным не только запрещенное, но и невозможное. Поэтому по отношению к реальности искусство выступает как область свободы... Резкое возрастание степеней свободы по отношению к реальности делает искусство полюсом экспериментирования. Искусство создает свой мир, который строится как трансформация внехудожественной действительности по закону: «если, то ...». Художник сосредоточивает силу искусства в тех сферах жизни, в которых он исследует результаты увеличения свободы. По сути дела, нет разницы между тем, когда предметом внимания делается возможность нарушить законы семьи, законы общества, законы здравого смысла, законы обычая и традиции или даже законы времени и пространства. Во всех случаях законы, организующие мир, делятся на две группы: изменения невозможные и изменения возможные, но категорически запрещенные (изменения возможные и н?запрешенные вообще изменениями в данном случае не считаются, они вводятся как антитеза псевдоизменений подлинным)... Искусство является средством познания, в первую очередь познания человека... Однако что следует разуметь под выражением «познание человека»? Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация - от самой бытовой до наиболее неожиданной - не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке. Подлинная сущность человека не может раскрыться в реальности. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает возможность его поступков» (Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 129-131).

Важнейшим основанием, позволяющим типологизировать произведения искусства, является критерий религиозности. Между религиозным и безрелигиозным искусством существует принципиальная разница. Произведения религиозного искусства создаются художниками, сознающими, что они творят перед лицом Бога, во имя Его и с любовью к Нему. В безрелигиозых произведениях нет и крупицы любви к Богу, отсутствуют представления об абсолютном характере идеалов гармонии и совершенства, нет возвышенной одухотворенности. Ни сам художник, ни .его герои либо не подозревают, либо не хотят думать и слышать о том, что все происходящее с ними зависит от их отношения к Богу.

Лит.: Античные мыслители об искусстве. - М., 1938; Аристотель. Об искусстве поэзии. - М. 1957; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе. - М. 1996; Вельфлин Г. Основные понятия истории искусстве. Проблеме эволюции стиля в новом искусстве. - М.-Л., 1930; Власов В. г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1-4. -СПб.:ЛИТА, 2000-2001; Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. - М. 1968; Дуков Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А Введение в социологию искусства. - СПб.; Алетейя, 2001.

В начало словаря