Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ИМПРЕССИОНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление)

художественно-эстетическое направление в живописи, музыке, поэзии, представители которого ставили на первое место способность человека к чувственному восприятию и утверждали, что задача произведений искусства апеллировать в первую очередь к ней, а затем уже к рассудку, разуму, душе, духу. Импрессионизм в живописи представляли К. Моне, Э. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар, И. Грабарь, К. Юон и др., в скульптуре - О. Роден, П. Трубецкой, в литературе - А. Рембо, П. Верлен, О. Уайльд, Р. М. Рильке, Э. и Ж. Гонкуры, Г. де Мопассан, А. П. Чехов, И. А. Бунин, вмузыке - К.Дебюсси, М. Равель, А. Н. Скрябин.

Культурологические основания генезиса импрессионизма многогранны. Одно из них связано с теми изменениями, которые происходили в области художественного воображения. Освобождаясь от плена традиционных представлений, связанных с античными и христианскими мифологемами, художественная фантазия живописцев XIX в. осталась без привычной сюжетной опоры. Это обстоятельство не могло не породить в творческом «я» ощущения небывалой свободы в вопросах поиска новой тематики и привлечения новых выразительных средств.

Утрата доверия к старым формам классического искусства, ко всей системе классической нормативности сопровождалась утратой доверия как к природно-телесному облику вещей, так и к собственным органам восприятия. Потребовалось привлечение аналитических ресурсов рефлексии, чтобы разобраться, действительно ли окружающий мир, природа, повседневная, визуально воспринимаемая реальность таковы, какими они кажутся. Одним из первых свидетельств проникновения этих миросозерцательных коллизий в художественное сознание следует считать новеллу О. Бальзака «Неведомый шедевр» (1832). В этой художественно-философской миниатюре сосредоточено пророчество о том кризисе живописи, из которого родится весь модернизм, от импрессионизма до абстракционизма. Ее герой, художник Френхофер, выступивший против слепого копирования внешних форм и стремящийся изобразить внутреннюю сущность красоты, сздал картину, на которой вместо прекрасной куртизанки Катрин Леско («Прекрасная Нуазеза») была изображена бесформенная туманность. Непрестанно рефлексирующий живописец, постоянно наносивший все новые и новые мазки на старые, в конце концов пришел к тому, что рациональная идея разрушила художественную форму. Однако возникший хаос обладал потенцией к рождению нового космоса. Из беспорядка должен был возникнуть новый художественно-эстетический порядок, чтобы пройти свой этап многосложных эволюций и вновь превратиться в хаос.

Импрессионисты стояли у истоков нового художественного мира, получившего название модернизма. Австрийский философ Э. Мах изложил в книге «Анализ ощущений» (1886) концепцию, которую затем назвали «философией импрессионизма». Он утверждал: «Мир есть комплекс ощущений и потому человеческое «я» не может быть спасено». Это была антихристианская, позитивистская философия души, которой недоступно бессмертие, которая бренна и обречена на уничтожение. В контексте всеобщей изменчивости, текучести бренно все сущее - мир, природа, человек, его творения, цивилизация, культура, искусство. Отсюда удел как человека, так и искусства - ловить мгновение, стараться успеть вобрать в себя все то, что оно дает. Если это красота, то художнику необходимо не дать ей ускользнуть и запечатлеть ее как можно быстрее, чтобы сохранить на холсте впечатление от нее. В отличие от поэта А. Блока, которому принадлежат строки «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен», импрессионисты были убеждены, что прекрасное - это именно случайное, преходящее, мимолетное, постоянно ускользающее от нашего взора.

В середине 1870-х гг. французские художники Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писарро, А. Сислей и примкнувшие к ним позднее К. Моне, П. Сезанн и др., заявили о своей независимости от канонов холодного академизма и других форм официального искусства. Прозванные критиком Л. Леруа импрессионистами («впечатлениями»), они отказались использовать мифологические и исторические сюжеты в своих работах и обратились к изображению окружающей их реальности. Благодаря им обыденная повседневность заняла во французском изобразительном искусстве полноправное место. Они увидели естественный и социальный мир в динамике непрестанных изменений и постоянного обновления. Их влекла красота в ее мимолетных, изменчивых проявлениях - блеск живой жизни большого Парижа, непосредственность прелестных парижанок. Они отказались от работы в мастерских и писали только на пленэре, т. е. на открытом воздухе, где им было важно запечатлеть те световые блики, которые они замечали на поверхностях освещенных солнцем предметов. Свойственное им ощущение жизни как непрерывно обновляющегося потока впечатлений питало их вдохновение. Над каждой картиной любого из импрессионистов могли бы быть начертаны слова «Остановись, мгновенье, ты прекрасно».

В XIX в. не одни импрессионисты тонко чувствовали красоту природы. Интерес к ней проявляли англичане Дж. Констебль и У. Тернер. Прежде их соотечественники- художники как бы не замечали красоты своих собственных ландшафтов, не видели той цветовой гаммы, которая присутствует в лондонских туманах и которую воссоздал Тернер в своих пейзажах. Русские живописцы С. Щедрин и А. Иванов раскрепостили, оживили цветовую гамму, характерную для классических пейзажей. В импрессионистах все эти искания и находки сфокусировались и вынесли художественное сознание на новую творческую траекторию. Природа, явившаяся им на открытом воздухе в раскрепощенной цветовой гамме, предстала такой, как будто художники, а вслед за ними и зрители, сняли с глаз очки с серовато-коричневатыми стеклами. Живой, прекрасный мир природы словно почувствовал, чем для него чревата надвинувшаяся эпоха индустриализации. Предчувствие того, что завтра ее красота померкнет в дымах и ядовитых испарениях, природа решила в последнюю минуту продемонстрировать человеку волшебство неуловимой игры своих красок.

Клод Моне (1840-1926), реализовавший в своем творчестве главные принципы импрессионизма, считал, что картина должна от начала до конца писаться на пленэре. Творческий процесс, ранее предполагавший два этапа работы: на природе (этюд) и в мастерской (картина) - теперь избавлялся от этого различения. Для Моне главным «персонажем» его картин был свет, поэтому художника влекли не жесткие очертания предметов, а игра световых, солнечных бликов на всевозможных естественных и искусственных, рукотворных поверхностях окружающего человека мира - скалах, волнах, зелени, стогах, стенах соборов, крышах домов и т. д. Изучение свето-цветовых рефлексов изменило палитру живописца, заставило его отказаться от черного цвета, которого нет в природе, и от смешения красок. Он одним из первых стал писать чистыми, беспримесными красками.

Невозможно не заметить, что на творческих установках импрессионистов сказалось влияние интенсивно развивавшейся в тот период фотографии. Вместе с тем, в учи- тывании ее достижений для них заключалась суть творческой честности, требовавшей изображать мир таким, каков он на самом деле, не сочиняя, не приписывая ему ничего сверх того, что доступно человеческому созерцанию. Для них был неприемлем тот подход, который демонстрировали художники-романтики, обладавшие бурной фантазией и черпавшие из ее глубин самые невообразимые образы и темы.

В музыкальном искусстве импрессионистический подход позволял композитору передавать мимолетные состояния души, тонкие и быстротечные переживания, причудливую игру ассоциаций, разнообразные впечатления, рождаемые в процессе созерцания различных состояний природы и пестрых сценок жизни большого города.

В литературе импрессионизм проявился с одной стороны - как повышенная наблюдательность и утонченный психологизм, а с другой - как откровенный натурализм, как право писателя, поэта на изображение самых неприглядных сторон жизни человека и общества.

Лит.: Алпатов М. Поэтика импрессионизма //Он же. Этюды по всеобщей истории искусств. - М., 1979; Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., 1980; Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии: 1890-1920. - Пт., 1922; Корецкая И. В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма //литературно-эстетические концепции в России конца Ж- начала XXв. - М. 1975; Реващ Дж. История импрессионизма. - М., 1994; Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. - М., 2002.

В начало словаря