Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ИМАГИОМА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ИМАГИОМА

Имагиома (от англ, image - образ, изображение)

полиморфная художественная структура, которая, в отличие от художественного образа как единичной эстетической формы, имеет синтетический, комплексный характер. Концентрируя в своем содержании богатый социальный опыт, она выявляет из стихии общественной жизни существенные морально-правовые коллизии, фиксирует их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывает дополнительную возможность для их философско-правового осмысления. Для судьбы этой культурной формы важно то, что историческая традиция издавна воспринимает искусство как средство, позволяющее компенсировать ограниченность исключительно рационального познания. Гуманитарное познание предполагает активное использование художественной информации при выстраивании различных теоретических и философских моделей морально-правовой реальности. В пределах имагиомы морально-правовой опыт как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностносмыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в центр его содержания морально-правового противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма» ■удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих нравственно-правовых императивов и идеалов. В нормативно-ценностной структуре имагиомы обнаруживаются несколько содержательных уровней:

1) универсальные нравственные идеалы и естественно-правовые принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;

2) конкретно-исторические моральные и позитивноправовые нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;

3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых моральноправовых коллизий;

4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми морально-правовыми противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи.

Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя особое, нормативно-ценностное целое - этос юридической культуремы. Взятый в информативном аспекте, он дает сведения о различных сторонах бытия морально-правовой реальности конкретного социума. Вся история искусства, и в первую очередь история литературы, - это в известном смысле процесс художественно-эстетического осмысления важнейших нравственно-правовых противоречий человеческого существования. Но сколь бы близко искусство не придвинулось к постижению их смыслов, сколь бы мастерски художественный гений не научился воссоздавать социальные коллизии, действительность в ее безостановочном движении-будет вновь и вновь ускользать от понимания, заставляя новые поколения художников, писателей, драматургов, поэтов максимально напрягать свои творческие силы во имя постижения ее противоречий.

Лит.: Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч. 1. - М. 1972.

В начало словаря