Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ИОАНН ПАВЕЛ II

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ИОАНН ПАВЕЛ II

ИОАНН ПАВЕЛ II (в миру Кароль Войтыла)

(1920-2005)

папа римский с 1978 г. Родился в Польше, в семье военнослужащего. Изучал философию и филологию в Ягеллонском университете Кракова. Работал на химическом предприятии и в каменоломне. Учился в духовной семинарии. В 1946 г. был рукоположен в священники. В 1948 г. окончил университет «Ангеликум» в Риме. Преподавал на теологическом факультете Ягеллонского университета. Заведовал кафедрой этики католического университета в Люблине. Защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера» (1958). Назначен епископом в 1958 г., архиепископом (1964), кардиналом (1967). Является автором почти 800 философско-теологических работ, в том числе книг «Любовь и ответственность» (1960), «Личность и поступок» (1969), «Личность и любовь» (1991), «Проблема субъекта морали» (1991) и др., а также публицистических сочинений, четырех пьес, циклов стихотворений.

Иоанн Павел II - оригинальный мыслитель, обладающий способностью мыслить семиотическими категориями, воспринимающий любое явление как знак, символ, элемент в системе взаимосвязей. (Е. С. Твер- дислова). Для него христианство - это великая духовная сила, создающая единое ценностно-нормативное пространство и способная объеди н ять л юдей, обладающих различными жизненными ориентациями.

Основные социально-богословские положения, развиваемые и отстаиваемые Иоанном Павлом II, могут быть сведены к пяти основным тезисам.

1. Церковь - самостоятельный социальный институт, занимающий особое место в общественной жизни современного мира, не связанный ни с каким экономическим строем и политическим режимом.

2. Главная задача церкви - помочь социальному миру освободиться от бремени раздирающих его политических конфликтов.

3. Основные средства, которыми должна пользоваться церковь, имеют внеполитическую и внеэкономическую природу. Отличительная особенность политического кредо церкви заключается в стратегии целенаправленной аполитичности. Ее социальное предназначение - духовное пастырство.

4. Решая проблемы войны и мира в современных условиях, следует делать акцент не на традиционной, идущей от Фомы Аквинского доктрине справедливой войны, а на идее абсолютного христианского пацифизма, согласно которой мир - абсолютное благо, война - абсолютное зло.

5. Главной целью современного мира должно быть создание глобального сообщества - цивилизации любви.

Соч.: Любовь в ответственность. - М. 1993; Мысли о земном. - М. 1992; Основания этики // Вопросы философии. 1991; Переступить порог надежды. - М. 1995.

Лит.: Твердислова Е. С. Наедине с одиночеством: Литературный портрет папы Римского Иоанна Павла II. - М. 1995;

В начало словаря