Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ДИСКУРС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ДИСКУРС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Дискурс эстетический (от лат. discursus - рассуждение, логический довод, аргумент)

коммуникативно-речевая практика обсуждения и рационального обоснования различных художественно-эстетических проблем. Понятие дискурса обрело категориальный статус и концептуальные масштабы в работах Ю. Хабермаса, М. Фуко, А. Гидденса идр. как альтернатива принципам идеологической ангажированности, препятствующим серьезным интеллектуальным изысканиям в самых разных сферах социогуманитарной мысли.

Постсоветская эстетика обнаружила в понятии дискурса присутствие очистительного катарсического фермента. Долгое время пребывавшая в идеологическом плену классово-партийного подхода, она обрела в концепте дискурса теоретическую платформу для свободной от вненаучных, политических влияний изыскательской деятельности. Эстетический дискурс предполагает исходную установку на предельную непредвзятость при обсуждении философско-эстетических проблем и требует отвлечения от всех привносных мотивов прагматического, нормативно-регулятивного характера, от диктата омертвевших традиций, а также от гнета каких-либо фобий.

Дискурс - это открытое интеллектуальное пространство, располагающее широкими возможностями для взаимопонимания и согласования позиций. Последнее требует от ученых не только высокой профессиональной компетентности, непредвзятости суждений и оценок свободы от предрассудков и корпоративных ангажементов, но и таких нравственно-этических качеств, как интеллектуальная честность и толерантность. Согласование (консенсус) может достигаться в результате столкновений и апробации теоретических аргументов, являющихся продуктами чистой мысли. Наиболее продуктивными эти столкновения оказываются лишь в атмосфере отсутствия какого-либо вненаучного давления и принуждения. Для достижения дискурсивного консенсуса наиболее предпочтительна «идеальная речевая ситуация» (Хабермас), при которой субъекты коммуникации максимально свободны от идеологических воздействий, а их аргументы и контраргументы в концептуальном отношении уравновешивают друг друга. В этих условиях обнаруживаются скрытые, резервные возможности объединения несоединимого и согласия несогласного.

Теоретическая модель эстетического дискурса - это соединение элементов сущего и должного. В ней много того, что превращает ее в идеальный образец научного ком- муницирования, выстроенный в соответствии с логикой чистой рациональности, не приминающей во внимание иррациональные компоненты бытия и, в особенности, человеческой природы. Однако в этой идеальности (от слова «идеал») заключается сила, а не слабость данного концепта, его способность выполнять для специалистов по эстетике и научных сообществ нормативно-регулятивную функцию.

С позиций семиотики эстетический дискурс рассматривается как текст, внутренне связанный единством обсуждаемого предмета, погруженный в живую художественно-эстетическую жизнь и пребывающий в динамике непрестанных изменений, отвечающих с одной стороны изменениям, происходящим в сфере художественной культуры, а с другой - соответствующих логике собственного саморазвития живой эстетической мысли. Текст как конкретная система эстетически значимых смыслов, ценностей и норм обретает в дискурсе максимальную динамичность и способную к самовозрас- танию энергетику, которая из потенциальной превращается в актуальную.

Лит.: Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М., 1976; Граймас А. Ж., Куртье Ж. Семиотика: Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. - М. 1983; Семиотика и искусство- метрия. - М. 1972.

В начало словаря