Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АВТОПОРТРЕТ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АВТОПОРТРЕТ

Автопортрет - произведение, автор которого сделал предметом изображения самого себя. Автопортреты подразделяются на живописные, скульптурные, литературные и философские. Они воссоздают либо внешние черты облика мастера (в живописи, скульптуре), либо внешние события его жизни (в литературе), либо внутреннюю динамику его духовной жизни (в философской прозе и поэзии).

Живописный автопортрет. Развитие европейского живописного автопортрета связано с изобретением зеркала. В Древнем Риме существовали металлические зеркала, которые затем исчезли, не успев оказать сколько-нибудь заметного блияния на изобразительное искусство. Вновьзеркалапоявились в Европе в XIII в. В эпоху Возрождения они встречались ещё крайне редко. Но последующее развитие производства стекла и распространение зеркал открыло перед художниками возможности созерцания и графического или живописного воссоздания своей внешности. Поначалу размеры зеркал были таковы, что они отображали лишь верхнюю половину человеческого тела и это сказалось на размерах первых европейских автопортретов.

В автопортрете художник представляет собственную «я-концепцию», создает художественно-образный эквивалент того круга представлений о себе, куда входят результаты многолетних самонаблюдений и самооценочных усилий. Он погружается в глубины своего «я», ведет внутренние диалоги, мысленно взаимодействуя с различными ипостасями собственной личности, придает очевидность отдельным ареалам внутреннего пространства своей духовной жизни.

Автопортрет способен обнаружить значительную эстетическую дистанцию между внутренним «я» художника и им же самим созданным образом. Достаточно вспомнить такой феномен мировой живописи, как многочисленные автопортреты Рембрандта, созданные им за сорок лет творческой жизни. По серии автопортретов, представляющих собой настоящую исповедь в красках, видно, как течет время человеческой жизни, как меняются физическое, социальное и духовное «я» художника. В каждом из его портретных образов присутствует какая-то недосказанность, незавершенность. Иногда может показаться, что художник играет, примеряя на себя различные социальные маски, от аристократа до представителя богемы и нищего. Но за этими эстетическими играми всегда кроется нечто большее, чем озорство даровитого мастера. Художник, вводя игровой элемент, стремится высветить различные грани своего духовного «я». У Рембрандта, в отличие от Пуссена или Ван-Дейка, нет ни одного автопортрета, где бы присутствовала исчерпывающая живописная формула его собственной личности. Художник не создает автопортрета-резюме, поскольку он находится в движении не прекращающегося процесса самопознания. Признавая бесконечную сложность и неисчерпаемость духовного «я» любого человека, в том числе и собственного «я», он пони мает тщетность любых попыток исчерпать до дна этот, по сути бездонный, колодец.

Литературный автопортрет. В литературе автопортрет чаще всего называют исповедью. Крупные художники слова всегда остро чувствовали уникальную нравственно-эстетическую ценность автопортретно- исповедального жанра. История культуры знает поэтические исповеди Вийона, Петрарки, Шекспира, Гейне, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Бодлера, Блока, Цветаевой, Ахматовой и др., а также литературно-прозаические автопортреты Челлини, Мюссе, Гоголя, Достоевского, Толстого, Горького, Пруста, Уайльда и др.

Пристальное внимание кжанровым возможностям исповеди характерно для французских литераторов, начиная с сочинения аббата А. Ф. Прево «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света» ( 1731). По его стопам следовали А. Мюссе в «Исповеди сына века» (1836), Ф. Р.де Шатобриан в «Замогильных записках» (1850), Ж. Санд в «Исповеди молодой девушки» (1864). Форма исповеди использовалась литераторами для выстраивания структуры романных повествований, как это имело место в эпистолярном романе Ж. де Сталь «Дельфина» (1802). Иногда она соединялась с дневниковой формой, как в «Дневнике» (опубл. полностью в 1956-1957 гг.) братьев Эжен и Жюльде Гонкуров.

В русской литературе автопортретно-исповедальная форма присутствует в гоголевских «Записках сумасшедшего» (1835), в «Записках из мертвого дома» (1862) и «Записках из подполья» (1864) Ф. М. Достоевского. Исследователи (Д. С. Мережковский, М. М. Бахтин и др.) обратили внимание на то, что исповедальность как особое умонастроение характерна для большинства героев романов Достоевского, создателя нового типа романа, получившего название «романа-исповеди». Ж.-Ж. Руссо, некогда представившего в своей «Исповеди» (1769) сцены, описывающие явные отклонения от общепринятых норм социального поведения, можно считать родоначальником особого направления внутри исповедального жанра - литературно-художественной феноменологии девиантности. К ней можно отнести литературные автопортреты «Иповедь хулигана» (1921) С. А. Есенина, сочинения Э. Лимонова «Это я - Эдичка» (1976), Н. Медведевой «Мама, я жулика люблю» (1989)и др.

Философский автопортрет. На протяжении веков складывалась классическая культурная форма самообнаружения философского, религиозно-нравственного самосознания в текстуальном или вербальном виде. Философский автопортрет отвечает глубинным потребностям человеческого духа в самоорганизации своего внутреннего опыта и в самоочищении своего внутреннего «я». В христианской культуре этот жанр обнаружил две важные функциональные ориентации - на самовыражение и на воспитание других путем передачи им части своего духовного опыта. Этому способствовали исповедальные тексты Августина, Боэция, Абеляра, Мейстера Экхарта, Бернара Клервосского и др. христианских мыслителей.

Не только религиозные, но и светские философы всегда сознавали и ценили особые аналитические возможности автопор- третно-исповедального жанра. Марк Аврелий, Эпиктет, Монтень, Руссо, Шатобриан, Ницше, Розанов, Шестов, Бердяев и др. оставили блестящие образцы философских автопортретов.

Лит.: Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания. - М., 1995.

В начало словаря