Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ГАРМОНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ГАРМОНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Гармония художественно-эстетическая (греч. harmonia - связь, созвучие, соразмерность, согласованность)

особое системное качество произведения искусства, проявляющееся в высокой степени соразмерности и согласованности всех его формальных и содержательных компонентов.

В античной культуре понятие гармонии использовалось Пифагором и его учениками применительно к мирозданию в целом. Аристотель определял гармонию как такое соотношение движущихся величин, такую степень прилаженное™ их друг к другу, когда они больше уже не могут принять в себя ничего однородного. Это означало, что гармоничное целое предполагает определенную меру присутствия в нем тех или иных компонентов и нарушение этой меры в сторону как прибавления, так и убывания чревато угрозой для состояния гармонии.

Античная мысль сформулировала общие представления о гармонии как целевой причине высшего порядка, придающей человеческим устремлениям особую одухотворенность. В греческой культуре сложились идеи абсолютной и относительной гармонии, впоследствии воспринятые христианской культурой. Данное разграничение позволило различать моменты статики и динамики в гармонии и обозначать с одной стороны - наивысший, абсолютный идеал (его воплощением могли выступать и боги Олимпа, и абсолютная сверхличность христианского Бога), а с другой - доступную человеку степень гармонии, относительную, неполную, но зато вполне достижимую, предрасполагающую к дальнейшему нравственному совершенствованию отношений, всегда сохраняющую в глазах человека благородную перспективу, а с ней и высокий смысл.

В новое время Г. В. Лейбниц употребил его для характеристики христианской картины мира, полагая, что этим своим качеством мир обязан Богу-творцу.

Искусство является особой творческой областью, специально культивирующей гармонию. Одно из его предназначений состоит в том, чтобы напоминать людям, что реальность не исчерпывается проявлениями пугающего хаоса и размеренного, но зачастую бездушного порядка. В сфере искусства рождается характерный эффект эстетического восприятия, когда зритель, слушатель, читатель проникаются глубокой убежденностью в том, что в данном произведении невозможно ничего «ни прибавить, ни убавить». Пропорциональность, композиционная стройность целого, соразмерность его частей порождают высокие оценки эстетического сознания и готовность возвести подобное художественное произведение в статус шедевра.

Лит. Гармонический человек: Из истории идеи о гармонически развитой личности. - М.: Искусство, 1965; Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики от Сократа до Гегеля. - М., 1990.

В начало словаря