Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ГОГОЛЬ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ГОГОЛЬ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич (1809-1852)

Творческая судьба и духовные искания- мистика отмечены печатью высокого трагизма. Его отец, окончивший семинарию и Киевскую духовную академию, рано умер и воспитанием сына занималась мать, глубоко верующая женщина. После окончания Нежинской гимназии, Гоголь приехал в Петербург и поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий. С 1829 г. начал публиковаться в столичных изданиях и быстро привлек к себе внимание читающей публики и литературно-критического цеха. В приближении 30-летнего рубежа в его мировоззрении, в отношении к жизни и творчеству стали происходить серьезные изменения. В 1840 г. он пережил глубокий экзистенциальный кризис и погрузился в чтение религиозной литературы. Работал над трактатом «Размышление о Божественной Литургии». В 1847 г. он выпустил в свет «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых взывал к современникам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». В 1848 г. он совершил паломничество в Святую Землю.

Согласно В. В. Зеньковскому, Гоголя в огромной степени волновала проблема христианского служения искусства. Но еще больше его мучила проблема взаимоотношений Церкви и культуры. Никто до него не видел в этой теме ничего трагического. Но для Гоголя она оказалась исполнена исключительного драматизма. Он писал: «Есть внутри земли нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это - наша Церковь... В ней правило и руль наступающему новому порядку вещей - и чем больше вхожу в нее сердцем, умом и помышлением, тем больше изумляюсь чудной возможности примирения...».

Сложный путь духовных исканий Гоголя сопровождался неординарными эксцессами, среди которых на первом месте стоит сожжение рукописи второго тома гениального романа «Мертвые души».

Д. С. Мережковский в своем исследовании «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия» (1903) истолковал творческий путь писателя как постоянную борьбу с метафизическим злом, которое являлось ему в образе черта. За этим мистическим существом стояла вечная пошлость, отрицающая все глубины и вершины. Чаще всего она принимала вполне банальные формы хлестаковщины или чичиковщины, не утрачивая, однако, при этом своей чертовско-демонической природы. Сам писатель пытался спастись от этого всепроникающего начала нетолько российской, но мировой пошлости посредством ухода из светской жизни в духовное монашество. Однако, как писал Н. О. Лосский, «драма его жизни заключалась в том, что он посвятил себя борьбе с дьявольскими силами, разрушающими жизнь человека, и изнемог в этой борьбе. В фантастически грандиозном виде он изображал сатанинские опустошения и искажения души» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998. - С. 372-373).

В работе «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) доминировало уже не художественное, а религиозное, богоискательское начало. Написанная в исповедальном жанре, книга явилась связующим духовным звеном между «золотым» пушкинским веком и «серебряным» веком русской культуры. На первое место для Гоголя выдвинулась проблема взаимоотношений христианской церкви и культуры. Если Чаадаев, как утверждал В. В. Зеньковский, не видел в этой теме ничего трагического, то для Гоголя она была исполнена исключительного драматизма. Он словно чувствовал приближение того гибельного времени, когда и церковь, и христианская культура, миновав серебряный век, окажутся перед бездной исторического провала.

В начало словаря