Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ГЕРДЕР (HERDER), ИОГАНН ГОТФРИД

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ГЕРДЕР (HERDER), ИОГАНН ГОТФРИД

ГЕРДЕР (Herder), Иоганн Готфрид (1744-1803)

немецкий протестантский философ, историк культуры. Окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, был непосредственным учеником И. Канта. Испытал на себе влияние идей Ж. Ж. Руссо. Был пастором протестантской церкви в Риге, где зарекомендовал себя как блестящий проповедник. Жил и работал в разных городах, в том числе в Париже, Гамбурге, Страсбурге, пока не поселился в Веймаре, где при поддержке Гете получил придворную должность генерала-суперинтенданта, главы церковного ведомства. В 1772 г. был удостоен премии Берлинской академии за «Трактато происхождении языка». В 1787 г. был избран почетным членом этой академии. В 1794-1795 гг. вместе с Ф. Шиллером издавал журнал «Оры». Основные труды: «Дневник моего путешествия» (1769), «Критические леса» (1769), «Исследование о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1774), «Древнейший документ человеческого рода» (1776), «О духе еврейской поэзии» (1783), «Идеи к философии истории человечества» (1791), «Письма для поощрения гуманности» (1797), «Метакритика чистого разума» (1799) и др. Первое издание собрание сочинений Гердера, подготовленное его вдовой и учеником Иоганном Мюллером, включало 40 томов.

Согласно Гердеру, история культуры как динамика воспитания духа прошла через многие драматические периоды, пережила немало кризисов, преодолела множество трудных препятствий. Это касается и истории христианской культуры, развитию которой церковь не только способствовала, но зачастую и препятствовала. Так многовековая история католицизма, как полагал Гердер, едва не завела христианство в тупик. И лишь Реформация помогла ему выйти из затруднительного положения.

Рассматривая зависимость развития искусства от обстоятельств общественной жизни и следуя в этом по следам Винкельмана, Гердер углубил трактовку последнего: он утверждал, что вдобавок к стимулирующей роли республиканского строя в Древней Элладе действовало и то, что полисы нуждались в талантливых художниках для украшения городов и храмов. К этому социальному заказу добавлялось и то, что греки обладали развитыми художественными потребностями и нуждались в искусстве и художниках. Рассуждая о жанре античной идиллии, мыслитель объяснял ее своеобычность климатом Эллады, образом жизни древних греков, характером их отношения к жизни. Подобно Аристотелю, Гердер считал, что искусству присуща функция подражания природе. Однако погруженность искусства в жизнь общества сообщает ему целый ряд других, не менее существенных функций.

Гердер сыграл значительную роль в обосновании взгляда на Библию как на литературно-эстетический памятник, который необходимо исследовать с культурологических позиций, углублять его эстетическое понимание, изучать поэтику и т. д.

Соч.: Избранные сочинения. - М.-Л., 1959; История еврейской позиции. Ч. 1. Тифлис, 1875; Идеи к философии истории человечества. - М. 1977.

Лит.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М., 1962; Тайм Г. Гердер, его жизнь и сочинения. Т. 2.-М., 1888; Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - М., 1960; Гулыга А В. Гердер. - М., 1975; Жирмунский В. М. Жизнь и творчество Гердера //Он же. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1977; Меринг Ф. Иоганн Готфрид Гердер //Он же. Литературно-критические статьи. Т. 1., - М.-Л., 1934.

В начало словаря