Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ГВАРДИНИ (GUARDINI), РОМАНО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ГВАРДИНИ (GUARDINI), РОМАНО

ГВАРДИНИ (Guardini), Романо (1885-1968)

христианский теолог-католик, автор ряда исследований по христианской культуре, литературе, искусству. Итальянец по происхождению, родился в Вероне. Когда ему было один год, семья переехала в Германию (Майнц). Получил теологическое образование в университетах Тюбингена, Фрайбурга. В25-лет- нем возрасте был рукоположен в священники. Служил капелланом. В 1915 г. защитил докторскую диссертацию по богословию. Преподавал на кафедре религиозной философии и католического мировоззрения в Берлинском университете. При нацистах был отстранен от преподавания и отправлен на пенсию. В 1945 г. получил приглашение читать лекции в Тюбингенском университете. Автор многих исследований, в том числе: «Человек и мысль. Исследование религиозной экзистенции в великих романах Достоевского» (1932), «Христианское сознание. Исследование о Паскале» (1935), «Ангел в «Божественной комедии» Данте (1937), «Мир и лицо» (1939), «К истолкованию «существования» у Райнера Марии Рильке» (1941), «Форма и содержание пейзажа в поэтическом творчестве Гельдерлина» (1946), «Конец нового времени» (1950), «Власть» (1951), «О Гете, о Фоме Аквинском и о классическом духе» (1969) и др.

Для Гвардини характерен интерес к «конкретно-жизненным» формам человеческих отношений. Отсюда его постоянное внимание к искусству, литературе, где эти отношения описываются и исследуются с наибольшей полнотой и глубиной. Своеобразие его подхода отчетливо проявилось в исследовании творчества Достоевского. Для Гвардини русский писатель - один из редких примеров художника, у которого в условиях неуклонной секуляризации и наступления модерна герои произведений руководствуются в своих поступках религиозными мотивами. В мире Достоевского слабо представлены сферы социально-экономических и, в частности, производственно-трудовых отношений. Это позволяет писателю отчетливо прорисовывать линии зависимостей людей, их мыслей и действий от потусторонних, светлых и темных сил. Замышляя свой труд о Достоевском, Гвардини сформулировал исследовательскую программу, которой руководствовался в своих последующих культурологических, теологоэстетических исследованиях. Ориентируясь на анализ «конкретно-человеческого», он поставил перед собой задачу «вычленить те основные реалии, которые Достоевский положил в основу воссозданной им структуры бытия, - иными словами, поставить, среди прочего, такие вопросы: что означают в мире Достоевского природа, мироздание, земля, солнце, деревья и другие растения, страна, звери и птицы? Что значит народ? Какова трактовка таких понятий, как мать и дитя, мальчик и девочка? Какими глазами писатель видит взрослого и старика? Знакомо ли ему понятие зрелой личности и как лепит он эту личность? Какое содержание вкладывает он в различные формы несчастий и бедствий - в болезнь, нужду, алкоголизм, душевные страдания, социальное бесправие, глупость, безумие? Что представляет собой зло, т. е. грех, преступление, испорченность, низость и подлость, вплоть до его предельного, сатанинского воплощения? Нельзя было пренебречь и проблемой призрачного, хаотичного. С этой плоскости взоры обратились далее к простейшим и вместе с тем могущественнейшим феноменам бытия - жизни, существованию, времени, вечности, к таким крайним его проявлениям, как смерть, бренность, ничто, к кризисным этапам бытования, отягощенным скукой, усталостью отвращением, страхом, отчаянием, тупостью, потерянностью... И наконец, исследованию подлежали ценности, признанные в мире Достоевского, и прежде всего - самые прекрасные из них: честь, благородство, искренность, чистота, свободолюбие, любовь, кротость и радостный настрой души. К ним присовокупились затем такие высокие понятия, как свет, добро, красота, единение и покой. Все это венчал вопрос о собственно религиозном содержании романов Достоевского» (Гуардини Р. Человек и вера. - Брюссель, 1994. - С. 7-8). Здесь представлен обширный перечень философских, этических, психологических, эстетических категорий, которые являются ключевыми в антропологии творчества как Достоевского, так и других художников - Данте, Гете, Гельдерлина, Гете, о которых Гвардини писал в своих книгах. При этом в каждом исследовании он оставался теологом, т. е. аналитиком, для которого на первый план всегда выдвигалось религиозное содержание художественных произведений и эстетических проблем.

Соч.: Познание веры. - Брюссель, 1955; О Боге живом. - Брюссель, 1962; Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, № 4; Человек и вера. - Брюссель: «Жизнь с Богом", 1994; Господь. - Брюссель, 1994.

В начало словаря