Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ГАУДИ (GAUDI), АНТОНИО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ГАУДИ (GAUDI), АНТОНИО

ГАУДИ (Gaudi), Антонио (1852-1926)

Величайший из архитекторов XX в. провел большую часть жизни в Барселоне. Там получил профессиональное образование архитектора. Там же сформировалось его своеобразное архитектурное мышление и там же оно воплотилось в шедевре мирового сакрального зодчества - соборе Св. Семейства (Sagrada Familia). Гауди не только впитал традиции испано-мусульманского зодчества, средневековой готики и культуры барокко, но сумел создать новаторский архитектурный язык, выйти на стезю нового архитектурного мышления, стремящегося воспроизвести в искусственных материалах архитектонику естественных форм живой природы. Наделенный, как все испанские гении, ярко выраженным мистическим даром, он в каждом здании прозревал черты храма и умел внести в него мощное энергетическое начало, придававшее механическим сооружениям биоморфные конфигурации живых растений или организмов. В конце XIX в. началось строительство барселонского храма Св. Семейства. В его возведении архитектор увидел главный смысл своего земного существования. Целиком сконцентрировавшись на решении этой задачи, Гауди больше не принимал участия в других проектах, поселился в мастерской, находившейся в непосредственной близости от строящегося храма и покидал площадку только на время посещения богослужен ий. Л ишь п осле его смерти было завершено сооружение собора, который свидетельствует об единстве Божественных принципов, в соответствии с которыми сотворено мироздание, и о мудрой отваге архитектора, который не только глубоко чувствовал это единство, но и нашел духовные силы и профессиональные средства для облачения этого чувства в формы нового архитектурного стиля. Потомки по достоинству оценили заслуги Гауди: в первые дни третьего тысячелетия начался процесс подготовки к акту причисления великого архитектора к лику блаженных католической церкви.

Лит.: Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: Искусство, 1971; Картер М. К. Древний Киев. Т. 1-2. - М.-Л, 1961; Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. Рим, Константинополь, Милан. - М.-СПб., 2000; Михайлов А. Архитектура как застывшая музыка //Античная культура и современная тука. - М.: Наука, 1985; Михаловский И. Теория классических ерхитекгурных форм. - М., 1937; Некрасов А. Теория архитектуры. - М.: Стройиздат, 1994; Пьетрещжели К. Ватикан. - М. 1998; П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. - СПб., 1993; Розенберг А. В. Философия архитектуры. - М., 1923; Чернявский А Ф. Вавилонское столпотворение и смешение языка строителей. - Кишинев, 1906; Шуази О. История архитектуры. Т. 1.-М.. 1935; Якобсон А Л. Закономерности а развитии раннесредневековой архитектуры. - Л., 1983; Pothom Н. A Guide to Architectural Styles. - Oxford, 1983; Watkin D. A History of Western Architecture. - L., 1992.

В начало словаря