Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БОГЕМА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БОГЕМА

Богема - неформальная общность, в состав которой входят представители свободных, творческих профессий, художники, артисты, поэты, студенты, модистки, танцовщицы, а также лица без определенных занятий, бывшие в прошлом артистами или художниками, но спившиеся, опустившиеся и т. д. Богемный стиль жизни - порождение неоромантических умонастроений и атмосферы крупных европейских городов XIX-XX вв. Ценности богемы - свободная любовь, презрение к нормам мещанско-бюргерской морали, равнодушие к богатству и власти, пренебрежительное отношение к буржуазному конформизму. Чаще всего артистическая молодежь группировалась вокруг отдельных развлекательно-увеселительных центров, и тогда богемная жизнь приобретала определенные организационно-инсти- туциальные признаки клубного характера в виде постоянного членства, устава, гимна, герба и т. п.

В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно считать литературное кафе «Бродячая Собака». Этот артистический клуб существовал с 1911 по 1915 гг. в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5). В названии была обыграна метафора Ш. Бодлера, который в стихотворении «Славные псы» сравнивал представителей богемы со свободными бродячими собаками. Кафе-кабаре стало центром неформальной худжественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века. В число его учредителей входили С. Судейкин, М. Добужинский, С. Сапунов, Н. Евреинов. У клуба были свой устав (автор А. Н. Толстой), гимн (автор М. Кузьмин) и герб, изображавший бродячую собаку, попиравшую своей лапой античную театральную маску (автор М. Добужинский).

Постоянными членами клуба были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Хлебников, М. Лозинский, В. Маяковский, В. Нарбут. Его посещали К. Бальмонт, Ф. Солгуб, Тэффи, В. Шкловский, В. Жирмунский. Допускались и богатые поклонники талантливых завсегдатаев, нередко принимавшие на себя обязанности меценатов, что позволяло владельцу кафе Б. Пронину содержать его и обеспечивать его полноценную театрально-музыкальную и литературно-художественную жизнь с ее спектаклями, поэтическими вечерами, творческими дискуссиями, празднованиями юбилеев, приемами европейских знаменитостей и т. п. В жизни «Бродячей собаки» причудливо сочетались компоненты элитарности, богемности и своеобразного демократизма. «Бродячая собака» не была «башней из слоновой кости» (с самого начала идея «подвала» была как бы демонстративно противопоставлена надмирности всяких «башен», в том числе, можно думать, и «Башне» Вяч. Иванова), и стихия демократического искусства неизбежно врывалась под своды подвала, как это часто бывает при сознательном воскрешении древней карнавальной традиции. Но очевидно, что безмятежное и в целом уютное (несмотря на ряд конфликтов, ссор, разочарований) времяпрепровождение в «Бродячей собаке» резко контрастировало с теми историческими испытаниями, которые выпали надолюстраны в последовавшие годы» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы Бродячей собаки // Памятники культуры. Новые открытия,- Л., 1985.- С. 175)

Лит.: Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917,- М., 1995; Хренов Н. А., Соколов К. Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). - СПб.: Алетейя, 2001.

В начало словаря