Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР

Биографический жанр - форма литературно-художественного или научно-документального жизнеописания истории конкретной личности и ее индивидуальной судьбы. Чаще всего такое жизнеописание помещено в конкретно-исторический контекст, что придает произведению значимость памятника-свидетельства ушедшей эпохи. Биографический жанр динамичен уже по определению. Но в основе динамики произведения может находиться как психологическая, нравственная, духовная, творческая эволюция личности, так и ее перемещение в социальном пространстве, например, восхождение по ступеням социально-иерархической лестницы к вершинам политической власти, богатства и т. д. Социальные перемещения могут иметь и горизонтально ориентированный характер, не изменяя статуса человека, а лишь свидетельствуя о разнообразных приключениях, происходящих с ним в процессе подобных перемещений. Таковы жизнеописания знаменитых путешественников, искателей приключений, авантюристов.

Содержательность жизни, ее наполненность внутренними переживаниями, мыслями, идеями, творческими замыслами или же внешними, поучительными для других социальными коллизиями, а также определенная результативность, продуктивность тех и других делают человека достойным внимания биографов. «Далеко не каждый реально живущий в данном обществе человек имеет право на биографию. Каждый тип культуры вырабатывает свои модели «людей без биографии» и «людей с биографией» (Ю. М. Лотман. К типологическому соотношению текста и личности автора //Литература и публицистика: проблемы взаимодействия. - Труды по русской и славянской филологии. Ученые записки Тартусского университета. Вып. 683. - Тарту, 1986. 3 - С. 106).

Ю. Н. Тынянов писал о необходимости философско-эстетической, культурологической рефлексии применительно к биографическому жанру: «Необходимо осознать биографию, чтобы она впряглась в историю литературы, а не бежала, как жеребенок, рядом. "Люди" влитературе - это циклизация вокруг имени - героя; и применение приемов на других отраслях, проба их, прежде чем пустить в литературу; и нет "единства" и "цельности", а есть система отношений к разным деятельностям, причем изменение одного типа отношений, например, в области политической деятельности, может быть комбинаторно связано с другим типом, скажем, отношением к языку или литературе...» (Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М. 1977.-С. 513).

Биографический жанр возник в античности. У его истоков стоят знаменитые древние историки Плутарх, Тацит, Светоний, описывавшие события, связанные с судьбами крупнейших государственных деятелей античного мира - полководцев, императоров и лиц из ближайшего окружения сильных мира сего.

В христианской Европе возникает новое направление биографического жанра - агиографическое, в центре которого оказываются жизненные истории религиозных подвижников, христианских страстотерпцев, мучеников, аскетов.

В эпоху Возрождения Дж. Вазари (1511- 1574), автор объемного труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550), поместил в центр биографических повествований самых ярких представителей творческой, художественной интеллигенции. Сами художники, поэты, скульпторы Ренессанса при определенных условиях становятся авторами своих собственных жизнеописаний. Так появляется знаменитое «Жизнеописание Бенвенуто Челлини, написанное им самим», рассказывающее о наиболее интересных событиях личной и творческой жизни скульптора-авантюриста.

В новое и новейшее время биографический жанр развивается чрезвычайно интенсивно. В нем пробовали свои силы даже признанные мастера художественного слова - В. Скотт, Ч. Диккенс, С. Цвейг, А. Моруа, Р. Роллан и др. Им как правило удавалось сочетать информативно-аналитический подход к личности выдающегося человека с художественно-эстетическим подходом. Последнее обстоятельство было обусловлено уже собственной творческой позицией автора, в которой художник доминировал надлетописцем. «Только особая модификация сознания превращает предмет действительный в предмет эстетический. Жизнь Гёте может быть основанием нашего эстетического переживания, но может выступать и в иных функциях: мы можем оценивать ее с точки зрения какого-либо практического идеала, изучать ее как "продукт эпохи" или истории, подвергать суду морали и т. п. Но еще существеннее, что жизнь не только "классического" человека, но и всякого иного в равной мере может в известных условиях быть предметом эстетическим». (Винокур Г. О. Биография и культура. - М., 1927. - С. 10).

Для талантливого биографа, наделенного эстетическим вкусом и тонким психологическим чутьем, факты внешней биографии его героя глубоко и прочно связаны с психодинамикой его внутренней, духовной жизни. В равной степени он изображает внешние поступки как следствия, причинами которых были некие внутренние переживания, мотивы, размышления и принятые решения. Это придает изображаемому лицу и всему повествованиюту основательность и убедительность, которых нет в биографиях документального характера.

Если биограф обладает еще и социологической интуицией, является стихийным социологом, то он обращает особое внимание на типические формы социального поведения своего героя. Вычленяя такие поведенческие инварианты и мысленно выстраивая их в единый типологический ряд, автор обнаруживает некую общую, сквозную социально-психологическую структуру реакций героя на самые разные события, а с ней и возможность создания социологической формулы его личности. Не стремясь в буквальном смысле к созданию такой формулы, он, однако, держит ее в своем сознании как некий «ключ» к потаенным сферам внутренней жизни своего протагониста, которым можно, при необходимости, пользоваться. Не пользуясь им с регулярным постоянством, он вместе с тем не может обходиться без него, так как в таком случае личность героя жизнеописания оставалась бы для биографа тайной за семью печатями.

Лит.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. - М., 1977; Винокур Г. 0. Биография и культура. - М., 1927; Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-литературном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) //Литература и публицистика: проблемы взаимодействия. Ученые записки Тартусского университета. Вып. 583. - Тарту, 1986.

В начало словаря