Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЕЗУМИЕ ХУДОЖНИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЕЗУМИЕ ХУДОЖНИКА

Безумие художника - патологическое состояние психики творческой личности, возникающее в результате болезненных изменений в системе высшей нервной деятельности и приводящее к утрате способности адекватно реагировать на внешние раздражители, здраво мыслить, рассуждать и действовать. История знает немало случаев, когда безумие в различных его проявлениях, формах, стадиях сопутствовало творческому процессу выдающихся деятелей культуры. Эта проблема привлекала романтически ориентированных художников. Так, русский мыслитель, писатель-романтик В. Ф. Одоевский (1804-1869) вынашивал замысел книги «Дом сумасшедших», куда должны были войти около десяти повествований о непостижимых проявлениях человеческой психики. Несколько новелл из нее были написаны и опубликованы - «Последний квартет Бетховена» (1831), «Импровизатор» (1833), «Себастиан Бах» (1834). Одоевский полагал, что нет ни одного великого человека, который бы в моменты зарождения в нем великого замысла не казался окружающим его обывателям сошедшим с ума. Это обстоятельство вносит в облик гения драматический оттенок. «Гениальные безумцы» способны находить такие соотношения между предметами, которые обычным людям кажутся невозможными. Таким был итальянский художник Пиранези, создатель рисунков и гравюр, запечатлевших грандиозные архитектурные фантазии, потрясающие зрителей соединением вычурной красоты и умопомрачительного величия. Невозможность воплотить в строительной практике игру своего воображения превратила Пиронези в несчастного безумца.

Особая роль феномена безумия отчетливо проступила и в культуре модерна. В ее контексте обращает на себя внимание сходство судеб и творчества двух зачинателей модерна - поэта Ш. Бодлера (1821-1867) и философа Ф. Ницше (1844-1900). У обоих юношеское заражение венерической болезнью медленно подтачивало организм и завершилось разрушением психики, в финале которого яркие творческие личности поэта и философа погрузились во мрак безумия. Личная жизнь обоих отличалась неустроенностью, отсутствием семьи и родственных привязанностей. Оба пренебрежительно относились к общественному мнению и охотно шли на сознательный эпатаж бюргерской публики. Для творчества обоих характерны нигилистически ориентированная трансгрессивность, эстетика дио- нисийства, поэтические дифирамбы духу разрушения. Тема безумия, связанная с вынашиваемыми «мыслепреступлениями» и образами кровавых убийств, проходит через все творчество Бодлера. Сознавая связь между демонстративным безверием, святотатственным «богоубийством» и безумием как расплатой за кощунства, Бодлер в 1850 г. написал пророческое по отношению к себе и своему будущему сумасшествию стихотворение «Воздаяние гордыне». В нем идет речь о средневековом проповеднике Симоне де Турне, который в демоническом запале обрушился на Христа и Его учение. Далее последовала расплата: Сказал и замолчал, и впрямь сошел с ума, Как будто наползла на это солнце тьма. Рассудок хаосом затмился. В гордом храме,

Блиставшем некогда богатыми дарами, Где жизнь гармонии была подчинена, Все поглотила ночь, настала тишина, Как в запертом на ключ, заброшенном подвале.

Уже не различал он, лето ли, зима ли, На пса бродячего похожий, рыскал он, Не видя ничего, оборван, изможден, Посмешище детей, ненужный и зловещий, Подобный брошенной и отслужившей вещи.

Религиозно-метафизическую природу безумия художника как расплаты за приобщенность к темным, запредельным сущностям бытия подчеркивал А. Блок, когда отождествлял творчество с погружением в ад: «Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. И когда гаснет золотой меч, протянутый прямо в сердце ему чьей-то Незримой Рукой - сквозь все многоцветные небеса и глухие воздухи миров иных - тогда происходит смешение миров, и в глухую полночь искусства художник сходите ума». Это случилось с В. Ван Гогом и М. Врубелем.

Фундаментальное психоантропологическое исследование темы безумия предпринял французский философ и психолог М. Фуко в своей работе «История безумия в классическую эпоху» (1961). Он попытался ответить на вопрос: «Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире?». Фуко отмечал, что культура христианского средневековья почитала в безумцах носителей эзотерического знания. Но ренессансный гуманизм, рационализировавший человека, умалил его фигуру своей антропологической схематикой. Безумие прошло через процедуру десакрализации и предстало не как самоценный феномен, но всего лишь как ущербная форма ментальности, не способная соперничать с аналитическими, ориентационными и адаптивными возможностями разума. Набиравший силу рационализм вел к росту самомнения разума и способствовал все более жесткому принижению статуса безумия, в котором видели угрозу истине и порядку. Социальным результатом, институциальным следствием этих умонастроений становится появление специальных медико-пенитенциарных учреждений, предназначенных изолировать безумцев от нормальных людей. В XIX в. с возникновением психологической науки безумие начинает трактоваться как психологическое следствие моральной вины, как естественное возмездие за моральное зло.

Лит.: Евпахов А. М. Конституционные особенности психики Л. Н. Толстого. - М.-Л., 1930; Ломброзо Ч. Гениальностъ и помешательство. - СПб., 1895; Сегалин Г. В. Эвропатология личности и творчества Л. Толстого // Клинический архив гениальности и одаренности. Вып. 3-4. Т. 5. - Свердловск, 1930; Фуко М. История безумия а классическую эпоху. - СПб., 1997; Чиж В. Ф. Ф. М. Достоевский как психопатолог и криминолог// Чиж В. Ф. Болезнь Н. В. Гоголя. Записки психиатра. - М., 2001; Чиж В. Ф. И. С. Тургенев как психопатолог.

В начало словаря