Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БАЙРОНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БАЙРОНИЗМ

Байронизм - своеобразное умонастроение, передаваемое при помощи такого характерного определения, как «мировая скорбь». Существовавшее издавна, едва ли не с времен Екклезиаста, оно обрело характер экзистенциально-психологической, нравственно-эстетической доминанты в романтизме. Имя английского поэта Дж. Г. Байрона (1788-1824), в творчестве которого это умонастроение стало ведущим, послужило основанием для его обозначения. Яркая личность гениального поэта, его стихи и поэмы производили неизгладимое впечатление на современников. Даже среди крупных деятелей европейской культуры было много поклонников его дарований. Достаточно назвать имена Т. Карлейля, Б. Дизраэли, А. Теннисона, И. Гете, А. Ламартин, A. де Виньи, В. Гюго, А. де Мюссе, Дж. Леопарди, Г. Гейне. Практически все художники-романтики XIX в. были в той или иной степени байронистами. В России притягательную силу байронизма испытали на себе B. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Литературным образом, который в максимальной степени сосредоточил в себе байроническое начало, а также явился его логически предельной персонификацией и вместе с тем его самоотрицанием, поставившим «точку» на байронизме как литературной моде, можно считать образ Николая Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

Формы, в которых проявлялся байронизм в жизни и литературе, зависели в огромной степени от масштабов личности и степени ее творческой одаренности. С максимальной обостренностью эту амплитуду возможных расхождений продемонстрировал М. Ю. Лермонтов в образах Печорина и Грушницкого. Как модное умонастроение байронизм привлекал к себе внимание не только личностей крупных, наделенных яркими дарованиями, но и людей заурядных. Последние, надеясь придать себе большую привлекательность в глазах окружающих, нередко использовали байронизм в качестве маски. Так, в каждом дворянском сообществе начала XIX в. имелся свой маленький «байрон». Возникали даже целые поэтические группы-школы эпигонов, исповедавшие байроновские симпатии.

Понятие байронизма явилось одновременно и литературно-поэтической, и общеэстетической, и психологической, и этической, и даже психосоциологической категориями. Оно выказало способность фиксировать некий специфический настрой в групповом сознании творческой, преимущественнодворянской, интеллигенции эпохи нарастающей секуляризованности европейской, а затем и русской культуры.

Лит.: Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995; Спасович В. Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова. - Вильно., 1911.

В начало словаря