Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БОРХЕС (BORGES), ХОРХЕ ЛУИС

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БОРХЕС (BORGES), ХОРХЕ ЛУИС

БОРХЕС (Borges), Хорхе Луис (1899-1986)

аргентинский писатель-мыслитель. Был директором Национальной библиотеки Аргентины. Избирался президентом Аргентинского общества писателей. Приобрел всемирную известность сборниками оригинальных по мысли эссе и блестящих по литературной форме новелл «Всемирная история низости» (1935), «История вечности» (1936), «Сад расходящихся тропок» (1942), «Алеф» (1949), «Создатель» (1960), «Хвала тьме» (1969), «История ночи» (1977), «Девять очерков о Данте» (1982) и др. Много сил отдавал лекционным выступлениям по проблемам философии, теологии, семиотики, истории культуры, уделяя особое внимание вопросам художественно-эстетической ценности религиозных и философских идей. Обращаясь к творчеству таких религиозных мыслителей, как Эриуге- на, Сведенборг Кьеркегор, Блейк, писатель стремился высветить те литературные, изобразительно-аналитические возможности, которые несет в себе их метафизика.

Для Борхеса, сочетающего в своем творчестве привязанность к национальным и религиозным традициям латиноамериканцев со склонностью к рафинированному модернистскому интеллектуализму, на протяжении всей его литературной деятельности наиболее актуальной была проблема религиозно-культурного самоопределения. Она обретала в его новеллах разные масштабы и различную ценностно-смысловую окраску, но почти никогда не исчезала полностью. Эта окрашенность могла иметь экзистенциально-гносеологический характер, как в рассказе «Хаким из Мерва, красильщик в маске» («Всемирная история бесчестия»). В сборнике новелл «Алеф» Борхес обращается к религиозно-философским темам бессмертия («Бессмертие») и смысла поисков высшей истины (рассказ «Богословы»). В новелле «Три версии предательства Иуды» тема веры трансформируется в проблему доверия содержанию священных текстов, сочиненных людьми, склонными к различным толкованиям одних и тех же событий.

Борхесу, склонному к художественному и интеллектуально-философскому экспериментированию, представлялось естественным перенести эту модель отношения к жизни и культуре в сферу отношений человека с Богом. Так возникает его дерзкая гипотеза о том, что в истории человечества самой смелой и самой фантастической идеей всегда была идея Бога. При этом уже одно то, что Борхес придает идее Бога экстраординарный статус, свидетельствует о его особом, отнюдь не атеистическом отношении к ней.

О склонности Борхеса к религиозномистической трактовке природы художественного творчества говорит высказанная им убежденность в том, что «если ты чувствуешь, что задачи литературы таинственны, что они зависят от тебя, что ты по временам записываешь за Святым Духом, ты можешь надеяться на многое такое, что не зависит от тебя. Ты просто пытаешься выполнять приказы - приказы, произнесенные Кем-то и Чем-то». Именно эта связь вдохновения с сверхфизическими источниками заставляет творческое сознание не растекаться по просторам бескрайней реальности, а сосредоточиться на нескольких самых важных темах. Борхес указывает четыре таких вечных темы, внимание к которым свидетельствует о неизбывном стремлении человека постичь истину и самого себя: 1) Поиск, 2) Падение Города как Мира, 3) Возвращение Героя; 4) Самопожертвование Бога.

Собственная судьба Борхеса может служить примером христианского смирения перед непостижимостью Божьего промысла. Он, больше всего на свете любивший книги и чтение, представлявший себе Рай как библиотеку и назначенный директором Национальной библиотеки Буэнос-Айреса, ослеп. С глубокой печалью, но без ропота он писал об этой трагической ситуации в «Стихотворении о дарах»:

Упреком и слезой не опорочу

тот высший смысл и тот сарказм глубокий,

с каким неподражаемые боги доверили мне книги вместе с ночью.

Соч.: Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения. - СПб., 1992; Письма Бога. - М. 1992; Проза разных лет. - М. 1984; Юг: Рассказы. - М. 1984;

Лит.: Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса//Вопросы литературы. 1991, №8; Левин Ю. М. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у X. Л. Борхеса // Текст в тексте. Труды по заковым системам. - Тарту, 1981; Степанов Г. В. Поучительный эксперимент X. Л. Борхеса //Он же. Язык. Литература. Поэтика. - М. 1988; Фейен Дж. Неоднозначности в поисках симметрии. Борхес и другие //Узоры симметрии. М. 1980; Фуэнтес К. Новый латиноамериканский роман // Писатели Латинской Америки о литературе. - М., 1982; Ямпольский М. Б. Метафоры Борхеса //Латинская Америка. - М. 1980.

В начало словаря