Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЛОК, Александр Александрович (1880-1921)

русский поэт, публицист, автор работ по философско-эстетическим проблемам художественного творчества. Родился всемье известного теоретика права, профессора А. Л. Блока. Его дедом был ректор Петербургского университета, ботаник А. Н. Бекетов. Учился на юридическом, а затем историко-филологическом факультетах Петербургского университета. Основные произведения: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Балаганчик» (1906), «Незнакомка» (1906), «Снежная маска» (1907), «Песня Судьбы» (1908), «Ночные часы» (1911), «Роза и крест» (1913), «Стихи о России» (1915), «Двенадцать» (1918), «Возмездие» (1910-1921), «Скифы» (1921) и др. В период с 1918 по 1921 гг. вышли в свет статьи «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Катилина», «Крушение гуманизма», «О романтизме», «О назначении поэта» и др.

На формирование эстетического кредо поэта-мыслителя оказали заметное воздействие неоплатоническая метафизика Вл. С. Соловьева и символизм А. Белого, идеи двоемирия, мировой души, гармонии красоты и добра, теургии, божественной природы творчества. С большим интересом Блок относился к творчеству Ф. Ницше, Р. Вагнера, М. Метерлинка. Однако в лучших своих произведениях Блок выступал христианским поэтом. Эти стихотворения отвечали критерию, который сам поэт сформулировал с предельной лаконичностью в петербургской «башне» Вяч. Иванова. Когда после прочтения Анной Ахматовой ее новых стихов Блока спросили об его мнении, поэт сказал: «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо писать как бы перед Богом». Произведения истинно христианского искусства, будьте поэтические, живописные или музыкальные творения, рождались всегда только там, где художник в моменты творчества чувствовал себя стоящим перед ликом Творца.

Художественно-эстетической позиции Блока была близка эстетика символизма. Знаковая природа окружающих явлений, их связь с метафизическим миром и способность свидетельствовать о запредельных сущностях - все эти идеи нашли свое отражение в его творчестве. Он видел в художнике пророка, обладающего даром взаимодействий с сверхфизической реальностью, способностью переводить на поэтический язык свои впечатления от этих взаимодействий. В русской культуре такими пророками были, по его мнению, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев.

Своеобразие поэтического мышления Блока как типично русского художника заключалось в склонности воспринимать и оценивать реальность в свете дуальных моделей и бинарных оппозиций духа и материи, хаоса и космоса, стихийности и гармоничности, ночного и дневного, раздробленности и цельности, вражды и примирения, народа и интеллигенции. Несовместимость этих противоположностей рождала эсхатологические прогнозы, катастрофические предчувствия. В творчестве Блока, которому довелось стать свидетелем осуществления этих прогнозов, катастрофизм занял место миросозерцательной доминанты.

Соч.: Собр. соч. в 8 т. - М.-Л., 1980-1983; Записные книжки. - М., 1965; О современном состоянии русского символизма. - Пб. 1921.

Лит.: Авраменко А. П. Блок и русские поэты XХ века. - М., 1990; Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. - М., 1980-1987. Т. 90. Кн. 1-4; Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. - Л., 1970; Громов П. П. Блок, его предшественники и современники. - Л., 1986; Долгополов Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. - Л., 1980; Жигач Л. В. А Блок и русская культура. - Тверь, 1993; Лакшин В. Я. Судьбы: от Пушкина до Блока. - М., 1990; Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. - Л., 1975; Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Александра Блока.- Куйбышев. 1969; Новикова Т. Л. Изобразительное искусство в раннем творчестве Александра Блока. - М., 1993; Спивак Р. С. Блок. Философская лирика 1910-х годов. - Пермь, 1978.

В начало словаря