Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЕТХОВЕН (BEETHOVEN), ЛЮДВИГ ВАН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЕТХОВЕН (BEETHOVEN), ЛЮДВИГ ВАН

БЕТХОВЕН (Beethoven), Людвиг ван (1770-1827)

Великий немецкий композитор, ученик Й. Гайдна и А. Сальери, написал 9 симфоний, одну оперу, несколько концертов для фортепиано и скрипки,-ряд струнных квартетов и сонат. Трудная личная судьба, тяжелые испытания, связанные с прогрессировавшей глухотой и мучившими его мыслями о самоубийстве, заставили Бетховена размышлять о своем отношении к Богу. В условиях распространявшегося безбожия он все-таки обрел веру и нашел для себя два нравственных образца - Сократа и Иисуса. Эта драма духа, сопротивляющегося жестоким обстоятельствам, нашла отражение в его творчестве. Не имея, казалось бы, прямого, непосредственного отношения к религиозно-церковнрй сфере, музыка Бетховена пронизана христианскими чувствами и мыслями. Ее целевую устремленность передают слова самого композитора в одном из его писем: «Нет ничего более высокого, чем подойти к Божеству ближе, нежели прочие люди, и с этих высот озарять Божественным сиянием род человеческий». Чуткий слушатель всегда ощущает этот возвышенный строй бетховенский произведений. Русский философ Е. Н. Трубецкой оставил свидетельство того, как музыка Бетховена и, в частности, Девятая симфония, исполненная оркестром по управлением А. Рубинштейна, помогла ему выйти из состояния юношеской безрели- гиозности: «Слушая первую часть симфонии, я чувствовал, словно присутствую при какой-то космической буре: перед глазами мелькают молнии, слышится какой-то глухой подземный гром и рокот, от которого сотрясаются основы вселенной. Душа ищет, но не находит успокоения от охватившей ее тревоги. Эта тревога безысходного мирового страдания и смятение проходит чрез все первые три части, нарастая, увеличиваясь. В изумительном скерцо с его повторяющимися тремя жесткими, резкими ударами душа ищет развлечься от этого сгущающегося мрака: откуда-то несется тривиальный мотив скромного бюргерского веселья и вдруг опять те же три сухие, резкие удара его прерывают и отталкивают: прочь пошлое, призрачное отдохновение, не место в душе филистерскому довольству, прозаическому мотиву, будничной радости. Весь этот раздор и хаос, вся эта мировая борьба в звуках, наполняющая душу отчаянием и ужасом, требует иного, высшего разрешения... И вдруг, когда вы чувствуете себя у самого края темной бездны, куда проваливается мир, вы слышите резкий трубный звук, какие-то раздвигающие мир аккорды, властный призыв потусторонней выси, из иного плана бытия... Из бесконечной дали несется pianissimo не- ведомыйдоселе мотив радости: оркестр нашептывает вам какие-то новые торжественные звуки. Но вот они растут, ширятся, близятся. Это уже не предвидение, не намек на иное будущее - человеческие голоса, которые выступают один за другим, могучий хор, который подхватывает победный гимн радости, это уже подлинное, это настоящее. И вы чувствуете себя разом поднятым в надзвездную высоту, над миром, над человечеством, над всей скорбью существования... Мысль ваша... воспринимает всю мировую драму с той высоты вечности, где все смятение и ужас чудесно претворяются в радость и покой. И вы чувствуете, что вечный покой, который нисходит сверху на вселенную, - не отрицание жизни, а полнота жизни. Никто из великих художников и философов мира не ощутил и не раскрыл этого так, как это удалось Бетховену» (Трубецкой Е. Н. Воспоминания. - София, 1921. - С. 96-98).

Бетховен писал и собственно духовные сочинения, к которым относятся его оратория «Христос на Масличной горе» (1803), Месса до мажор (1807), Торжественная месса ре мажор (1819-1823), в тексте которой есть пометка композитора, указывающая на его собственное главное желание: «Мольба о мире внешнем и внутреннем».

В начало словаря