Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕРДЯЕВ, Николай Александрович (1847-1948)

русский религиозный мыслитель, внесший значительный вклад вразвитие христианской философско-эстетической мысли. В студенческие годы открыл для себя творчество Достоевского и Толстого и стал активным автором журнала «Мир Божий». Пройдя через краткое увлечение марксистскими революционными идеями, перешел на христианские позиции. В петербургский период своей жизни (1904-1909) разделял богоискательские настроения Д. С. Мережковского. Испытывал глубокий и устойчивый интерес к эстетике русского модерна, к творчеству писателей, поэтов, художников, принадлежавших к этому направлению. В московский период, начиная с 1909 г., Бердяев углубляется в религиозно-философскую, богословскую проблематику, изучает труды отцов церкви, восточную патристику. Его богоискательская активность обретает вид сосредоточенности на двух комплексах проблем - метафизика свободы и философия творчества.

Бердяев воспринял гибель Российской империи как историческую катастрофу, которую он рассматривал в одном ряду с падением Византии. Это, однако, не помешало его активным духовным исканиям и не прервало его интенсивную творческую деятельность. В 1918 г. он стал вице-председателем Всероссийского союза писателей, участвовал в создании Вольной академии духовной культуры, где затем вел семинар по Достоевскому. После эмиграции, в Берлине Бердяев открыл Религиозно-философскую академию (1924). Переехав в Париж, он начал издавать философско-религиозный журнал «Путь» (1925-1940), участвовал в организации «Лиги православной культуры» (1930), читал лекции в Богословском институте.

Согласно Бердяеву, творчество - высшее, главное предназначение человека, отвечающее его природе, проистекающее из фундаментального онтологического факта - сотворения человека по образу и подобию Творца. В иерархии земных ценностей творчество занимает вершину. Бердяев ставит его выше личного спасения. С творчеством, с его способностью пробуждать угасающие духовные силы он связывает будущее мирового христианства. Искусство обладает теургической, спасающей силой. И оно уже сейчас демонстрирует ее, спасая мир от гнетущей скуки, серой обыденности, в которых скрываются бесы разрушения.

Соч.: Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М., 1991; О русских классиках. - М. 1993; 0 назначении человека. - М., 1993; Философия свободного духа. - М., 1994; Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1-2. - М., 1994; Царство Духа и царство Кесаря. - М., 1995.

Лит.: Антонов Н. Р. Николай Александрович Бердяев и его религиозно-общественное миросозерцание. - СПб., 1912; Полторацкий Н. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н. А. Бердяева, - Нью-Йорк, 1967.

В начало словаря