Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЕНЬЯМИН (BENJAMIN) ВАЛЬТЕР

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЕНЬЯМИН (BENJAMIN) ВАЛЬТЕР

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940)

немецкий философ, культуролог. Учился в университетах Берлина, Мюнхена и Берна. В 1919 г. успешно защитил магистерскую диссертацию по немецкому романтизму. Но когда, спустя некоторое время, он пожелал защитить докторскую диссертацию на тему «Происхождение немецкой трагической игры», то встретил противодействие ученых коллег из-за слишком оригинальной концепции. В середине 1920-х был в СССР. Пережил увлечение теоретическим наследием марксизма-ленинизма. В 1933 г. переехал в Париж, где опубликовал целый ряд работ, посвященных западной и, в частности, французской культуре. В 1940 г. трагически погиб на французско-испанской границе, покончив с собой, чтобы не попасть в руки преследовавших его фашистов. Основные работы: «Избирательное сродство» (1922), «Московский дневник» (1927), «Шарль Бодлер: лирический поэт в век позднего капитализма» (1939), «Что такое эпический театр?» (1939), «О понятии истории» (1940). Беньямин рассматривал искусство в целом и каждое выдающееся художественное произведение в отдельности как средоточие воздействия многих детерминант религиозного, политического, экономического характера. В XIX-XX вв. определяющим в судьбе искусства стало воздействие развивающегося капитализма и сопутствующих ему технических новшеств - фотографии, кинематографа и т. д. Это заметно изменило социальный статус искусства. Оно утратило свои связи с религией и церковью. Предельно секуляризованное, открытое для тиражирования многих своих элементов, оно стало с одной стороны - предметом массового потребления, а с другой - орудием политической борьбы за господство над умами и душами людей. Обретение им политической силы обернулось утратой духовно-нравственного потенциала. Если в эпоху Бодлера искусство могло быть прибежищем локальных, частных, индивидуально-личностных форм зла, то XX в. превратил его в политическое орудие тотального зла, стремящегося подчинить себе весь мир.

Соч.: Московский дневник.- М., 1997; Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996;

В начало словаря