Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ

БЕЛЫЙ, Андрей (Бугаев Борис Николаевич)

(1880- 1934)

русский писатель, поэт, религиозный мыслитель. Поначалу пошел по стопам своего отца Н. В. Бугаева, профессора математики Московского университета, поступил на физико-математический факультет, где его отец был деканом. Однако гуманитарно-художественные наклонности заставили его в течение трех лет посещать в качестве вольнослушателя лекции профессоров филологического факультета. После окончания университета создал кружок московских « м л а д о с и м в о л и с т о в ». В начале 1900-х заявил о себе как поэт, взяв себе псевдоним Белый, внешне простой, но в действительности обладающий глубоким символическим, религиозно-эстетическим смыслом (белый - это синтетическое единство вех цветов спектра, символизирующее полноту бытия, и одновременно символ служения христианской истине). С 1910 по 1916 гг. жил за границей, много путешествовал, посетил Палестину. Вернувшись в Россию, встретил революцию с противоречивым чувством страха и надежды, увидев в ней с одной стороны - национальную катастрофу, а с другой - драматический катарсис, открывающий возможность духовного преображения. Стремясь способствовать этому преображению, преподавал в Студии Пролеткульта, активно участвовал в работе Вольной Философской Ассоциации. После не слишком продолжительного пребывания в Европе (1921-1923 гг.), опять возвращается в Советскую Россию, где начинает испытывать на себе сильнейшее давление коммунистического режима. Пытаясь работать как писатель, Белый перестает существовать как религиозный мыслитель. Основные сочинения: «Символизм». Книга статей (1910); «Луг зеленый». Книга статей (1910); «Арабески». Книга статей (1911); роман «Петербург» (1913); Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении Современности (1917); «На перевале». Т. 1-3 (1918- 1920); поэма «Христос воскресе» (1918); роман «Москва» (1932) и др.

Белому был близок теургический (греч. понятие theurgia производив отсоединения слов Theоs - Бог и ergon - работа и обозначает все проявления жизни как чудесные свидетельства присутствия Бога в мире) подход к жизни и культуре, основательно представленный в учении Вл. Соловьева. Этот подход Белому послужил основанием для развертывания символизма как всеобъемлющего религиозно-философского учения о всех сторонах духовно-практической жизни мира. Для Белого символ - универсальная философско-культурологическая категория, вмещающая в свое содержание бесконечное ценностно-смысловое разнообразие и открывающая путь к продуктивному разрешению противоречий между научно-познавательными устремлениями человека и его религиозным опытом, между научно-художественным творчеством и жизнетворчеством. Мир - это средоточие множества различных символов самого разного качества и масштаба. В силу своей чрезвычайной вместимости ни один из символов до конца не познаваем. И все же символизм как теоретическая конструкция обладает высоким аналитическим потенциалом. Символы незаменимы при обращении к мистической сфере трансцендентного мира, к философским, научно-теоретическим, художественно-эстетическим и др. областям сущего. Содержание того или иного символа может приоткрыться человеку либо через рациональную идею, либо через чувственно воспринимаемый образ.

Белый отчетливо сознавал, что христианство содержит в себе необозримый по своим возможностям созидательный потенциал, который можно с успехом использовать во всех областях жизни и культуры. Идея человеческого совершенствования обрела в христианстве особый характер, который наиболее точно передают слова апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Бесконечный Бог, войдя в человеческое сердце, открывал перед личностью невиданные духовные перспективы. Поэтому Белого удручали узость и косность той позиции, которую демонстрировала православная церковь. Он видел в засилии формально-обрядовых элементов, в чрезмерной ритуализованности религиозно-церковной жизни препятствие, мешающее реализации той духовной энергии, которой насыщено учение Христа. Это заставляло его с симпатией относиться к богоискательским инициативам, которые демонстрировали представители «нового религиозного сознания»: «Нигде революционный пафос не достигал такой напряженности, как в тех нападках, которыми новое религиозное сознание обрушивается на историческую церковь. Неудивительно, что в стремлении доказать религиозную правду своих идей они должны обратиться к свободному человеческому сознанию. Они берут человека, и только человека, независимо от национальных и клас- . совых предрассудков» (А. Белый. Социал-демократия и религия // Перевал. 1907, № 5. С. 28).

Белому удалось заложить основу собственной религиозно-культурологической концепции, которую он в годы творческой ' зрелости мог бы развернуть в целостное учение, вписывающееся в контекст христианской традиции. Но гибель российского культурного мира надломила его дух, и масштабный творческий проект так и остался незавершенным.

Соч: Евангелие как драма. - М., 1996; Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1-2. - М., 1994; Мастерство Гоголя. - М., 1996; Между двух революций. - М., 1990; Начало века. - М., 1990; Непонятый Гоголь //Вопросы философии. 1990, № 11;- СПб., 2000; Проблемы творчества. Статьи, Воспоминания. Публикации. - М., 1988; Ритм как диалектика и Медный всадник. - М., 1929; Символизм как миропонимание. - М., 1994.

Лит: Воспоминания об Андрее Белом. - М. 1995; Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". - Л., 1988; Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М. 1990; Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность. - М., 1995; Пискунова С., Пискунов В. Культурологическая утопия Андрея Белого//Вопросы литературы, 1995. Вып. III; Николеску Т. Н. Андрей Белый и театр. - М., 1995; Чистякова Э. И. Эстетическое христиенство Андрея Белого //Вопросы философии. 1990, № 11.

В начало словаря