Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЭСТЕТИКА ПОЧВЕННИЧЕСТВА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЭСТЕТИКА ПОЧВЕННИЧЕСТВА

Эстетика почвенничества - направление русской литературно-философской мысли, восходящее к идеологии славянофильства и получившее распространение в 1860-е гг. благодаря активным публикациям А. А. Григорьева, братьев М. М. и Ф. М. Достоевских, Н. Н. Страхова. «Почвенников» связывала со славянофилами исходная установка на сохранение российской национальной самобытности перед напором усиливающихся влияний западной цивилизации. Это сходство позиций дало В. В. Розанову возможность говорить о том, что почвенничество - это «другое имя славянофилов и славянофильства», отличающееся меньшей кабинетностью и большей конкретностью.

Вслед за И. В. и П. В. Киреевскими, А. С. Хо- мя ковым, К. С. и А. С. Аксаковыми, Ю. Ф. Самариным почвенники ратовали за то, чтобы православные основания российской культуры продолжали оставаться ее главным духовным достоянием.В ревностном сбережении византийских традиций им виделась гарантия того, что русская православная модель христианства, в отличие от католической и протестантской, останется наиболее приближенной к первоисто- кам веры и сумеет уберечь свою чистоту и полноту от напора чужеродных рационалистических и прагматических умонастроений. При этом они надеялись, что православие сможет адаптироваться к изменяющимся условиям социокультурной жизни. Так, А. А. Григорьев видел в нем стихийноисторическое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства, в противоположность другому, уже отжившему, по его мнению, началу - католицизму. Он полагал, что движимое православной верой великорусское славянство с «широтой его нравственного захвата» сможет обновить мир.

Почвенничество, как и славянофильство, явилось проявлением глубинного инстинкта самосохранения православной цивилизации. Русские писатели, философы, литературные критики обращали особое внимание на проблемы преодоления разрозненности и поиска единства всеми славянскими народами. Высшим средоточием такого единства должен стать особый дух соборности, позволяющий людям, уповающим на идеалы православия, преодолевать все виды партикулярности. Соборность стоит на несколько порядков выше обычных разновидностей мирской солидарности, которые могут возникать под воздействием узко-национальных, корпоративных политических или экономических интересов. Соборность - это категория религиозно-нравственная, обозначающая высшую ступень, на которую способны подняться общее «мы» и индивидуальное «я», жаждущие слияния в единой устремленности к Богу. Однако почвенники, в отличие от своих старших собратьев, славянофилов, настаивали на необходимости внимательного и бережного отношения к личностному началу, на важности понимания его самоценности. Более того, в их позиции явно присутствовали мотивы антроподицеи, а общая картина мира, несмотря на демонстрируемый пиетет к православию, не была теоцентричной, а являлась двудоминантной, где элементы антропоцентризма с причудливой логической противоречивостью соединялись с элементами теоцентризма.

Почвенническая идеология с необходимостью привела к проявлению почвеннической эстетики и соответствующего ей искусства. Глубокое осознание социокультурной значимости национальной почвы и эстетической ценности народных начал оказала могучее стимулирующее воздействие на эстетические воззрения и художественное творчество многих русских писателей, поэтов, живописцев, композиторов второй половины XIX в., в том числе Л. Н. Толстого, В. И. Сурикова, М. П. Мусоргского и др.

Лит.: Абрамов А. И. Почвенничество //История эстетической мысли. Т. 4. - М., 1987; Григорьев А. А. Материалы для биографии. - Пг., 1917; Нечаева В. С. Журнал М. М. и ф. М. Достоевских «Время» 1861-1863. - М., 1972; Страхов Н. Н. Мир как целое. - СПб., 1892.

В начало словаря